ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Светлана Седова


    ТОМА ДЕ ТОМОН:
    НАЧАЛО РУССКОГО АМПИРА

    23 сентября в Иоанновском равелине Петропавловской крепости открылась выставка архитектурной графики из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, приуроченная к 250-летию со дня рождения французского архитектора и художника Ж.-Ф. Тома де Томона, автора одного из лучших классицистических ансамблей Петербурга — Стрелки Васильевского острова. Юбилей зодчего совпадает с Годом Франции в России, и в приуроченной к ним экспозиции представлено около 60 экспонатов, в том числе около 40 авторских проектов и рисунков архитектора.

    Будущий великий зодчий родился в 1760 г. в Париже, с семнадцати лет обучался там в академии архитектуры, пока в 1785 г. не переехал в Рим. Уже в Италии Жан-Франсуа получил известность как блестящий рисовальщик, выполнив серию работ с изображением античных памятников.

    В самом начале XIX в. Тома де Томон прибыл в Россию, где сразу же был принят в члены Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, и вскоре начал преподавать в ее стенах основы перспективы и архитектуру. Будучи ее профессором, он совмещал это с должностью архитектора Кабинета его императорского величества, а с 1811 г. стал заведовать кафедрой рисования и архитектуры в Институте Корпуса инженеров путей сообщения.

    Созданные в 1800-х гг. в России произведения Ж.-Ф.Тома де Томона признаны лучшими образцами отечественной архитектуры зрелого классицизма и наряду с постройками А. Н. Воронихина и А. Д. Захарова положили начало русскому ампиру. Первой серьезной работой автора в Петербурге стала реконструкция Большого Каменного театра (находился на месте здания Петербургской консерватории). После этой перестройки он, по мнению современников, стал одним из лучших в Европе, правда, спустя несколько лет после открытия сгорел. Столь же драматичной оказалась судьба театра в Одессе, спроектированного зодчим в 1803 г. Не сохранились до наших дней и амбары Сального буяна на Матисовом острове (1805–07 гг.) — одно из самых интересных промышленных сооружений русского ампира.

    По проектам архитектора в окрестностях Петербурга было построено несколько гранитных фонтанов вдоль Царскосельской дороги (1806–09), а в Павловском парке для императрицы Марии Федоровны сооружен храм-памятник Павлу I «Супругу благодетелю» (1805–09), принадлежащий к числу лучших мемориальных произведений эпохи классицизма. В самой столице Тома де Томон примерно в тот же период перестроил знаменитый дом графини А. Г. Лаваль на Английской наб., 4, и создал знаменитый ансамбль Стрелки Васильевского острова с монументально-величественным зданием Биржи и мощными ростральными колоннами перед главным фасадом. Последний по праву считается вершиной творчества великого зодчего. Тома де Томон скончался в 1813 г. и сначала был похоронен на Смоленском кладбище, а в 1940 г. прах архитектора был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА