ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Валерий Соловьев
    президент СРО НП «БалтЭнергоЭффект»


    кто, если не профессионалы?

    Вопросы проведения квалифицированного энергоаудита
    часто не имеют ответа

    Очевидно, что спорные вопросы в области энергоаудита значительно усложняют работу всех участников рынка и сказываются на эффективности реализации тех мер, которые были выдвинуты Президентом России Дмитрием Медведевым, законодательно оформлены и утверждены Правительством нашей страны. В этой связи хотелось бы коснуться важного вопроса о необходимости установления дополнительных условий действительности энергетических паспортов, составленных по результатам проведенных обследований. Кроме того, нужна конкретизация норм об административной ответственности за непредставление копий таких документов саморегулируемыми организациями.

    После вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникла необходимость в разработке ряда подзаконных актов, которые должны были конкретизировать его отдельные статьи. В настоящее время часть таких документов (постановлений Правительства и приказов Минэнерго России) уже разработана и вступила в действие. Однако из-за недостаточной, а зачастую противоречивой регламентации ключевых вопросов взаимодействия лиц, прямо или косвенно связанных с проведением энергетических обследований, возникает ряд вопросов, требующих обязательного решения. Одним из наиболее актуальных является вопрос о порядке оформления результата энергетического обследования. По действующему законодательству, в этом процессе задействованы члены саморегулируемых организаций, сами СРО, а также Министерство энергетики Российской Федерации.

    Законом об энергосбережении установлено, что по результатам обследования лицо, проводившее его, составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему данную услугу. Согласно ч.ч. 7 и 8 ст. 15 данного закона энергетический паспорт должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть Минэнерго РФ. Указанные требования, в т. ч. по форме и содержанию паспорта, установлены Приказом министерства, изданном за № 182 от 19 апреля 2010 г.

    Законодательство требует от всех специализированных СРО раз в три месяца направлять в Минэнерго копии энергетических паспортов, составленных ее членами. Правила этой процедуры также прописаны в упоминавшемся приказе. Там, в частности, предусмотрено и право министерства вернуть обратно саморегулируемой организации копию энергетического паспорта, если та составлена с нарушениями закона. Одновременно указывается, что такой возврат не препятствует повторному обращению СРО в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после устранения обстоятельств, которые в первый раз не позволили осуществить прием копии энергопаспорта. При этом необходимо учитывать следующее:

    • Во-первых, установление административной ответственности саморегулируемой организации и ее должностных лиц за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

    • Во-вторых, так как саморегулируемая организация не составляет энергетический паспорт и не в состоянии самостоятельно устранить недостатки этого документа, необходимо обеспечить их устранение непосредственно составителем.

    В соответствии с изложенными в приказе Минэнерго требованиями по представлению копии энергетического паспорта, саморегулируемые организации не должны быть «передаточным звеном», а отвечают (и эта ответственность не формальная) за полноту информации и корректность составления энергетического паспорта.

    Во избежание проблем, которые, по-нашему мнению, обязательно возникнут при применении указанных нормативных актов, необходимо дополнительно включить условие о действительности энергетического паспорта только после его утверждения (регистрации, внесения в специальный реестр) Министерством энергетики РФ. В этом случае некорректно составленный документ после его переоформления и регистрации в Минэнерго будет иметь силу только в окончательной редакции. Главное, чтобы правила игры были абсолютно понятны заказчику энергетических обследований. Он не должен приступать к реализации мер по повышению энергоэффективности до тех пор, пока энергетический паспорт не будет проверен и в том или ином порядке зарегистрирован.

    Следует иметь в виду, что копии энергетических паспортов также будут храниться и в архиве саморегулируемой организации. При этом будет формироваться банк данных о членах СРО: какие объекты может обследовать на предмет составления энергетических паспортов каждая конкретная организация.

    Кроме того, необходимо уточнить нормы об административной ответственности саморегулируемых организаций за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в части определения того, что является надлежащим ее предоставлением. Также встает вопрос: как, например, изменяется срок представления копии в случае возврата уполномоченным органом энергетического паспорта, не соответствующего требованиям законодательства, поскольку приведение этого документа в соответствие с требованиями законодательства напрямую не зависит от саморегулируемой организации.

    Только так мы сможем сделать этот рынок полностью прозрачным и исключить из него компании и специалистов, небрежно относящихся к такой важной процедуре, как энергетическое обследование. Мы — специалисты саморегулируемой организации НП «БалтЭнергоЭффект» — готовы оказать любую посильную помощь всем участникам рынка, которые будут нуждаться в нашей консультации по вопросам энергоаудита.



    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА