Валерий Соловьев
президент СРО НП «БалтЭнергоЭффект»
кто, если не профессионалы?
Вопросы проведения квалифицированного энергоаудита
часто не имеют ответа
Очевидно, что спорные вопросы в области энергоаудита значительно усложняют работу всех участников рынка и сказываются на эффективности реализации тех мер, которые были выдвинуты Президентом России Дмитрием Медведевым, законодательно оформлены и утверждены Правительством нашей страны. В этой связи хотелось бы коснуться важного вопроса о необходимости установления дополнительных условий действительности энергетических паспортов, составленных по результатам проведенных обследований. Кроме того, нужна конкретизация норм об административной ответственности за непредставление копий таких документов саморегулируемыми организациями.
После вступления в силу Федерального закона №
261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникла необходимость в разработке ряда подзаконных актов, которые должны были конкретизировать его отдельные статьи. В настоящее время часть таких документов (постановлений Правительства и приказов Минэнерго России) уже разработана и вступила в действие. Однако из-за недостаточной, а зачастую противоречивой регламентации ключевых вопросов взаимодействия лиц, прямо или косвенно связанных с проведением энергетических обследований, возникает ряд вопросов, требующих обязательного решения. Одним из наиболее актуальных является вопрос о порядке оформления результата энергетического обследования. По действующему законодательству, в этом процессе задействованы члены саморегулируемых организаций, сами СРО, а также Министерство энергетики Российской Федерации.
Законом об энергосбережении установлено, что по результатам обследования лицо, проводившее его, составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему данную услугу. Согласно ч.ч. 7 и 8 ст. 15 данного закона энергетический паспорт должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть Минэнерго РФ. Указанные требования, в т. ч. по форме и содержанию паспорта, установлены Приказом министерства, изданном за № 182 от 19 апреля 2010 г.
Законодательство требует от всех специализированных СРО раз в три месяца направлять в Минэнерго копии энергетических паспортов, составленных ее членами. Правила этой процедуры также прописаны в упоминавшемся приказе. Там, в частности, предусмотрено и право министерства вернуть обратно саморегулируемой организации копию энергетического паспорта, если та составлена с нарушениями закона. Одновременно указывается, что такой возврат не препятствует повторному обращению СРО в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после устранения обстоятельств, которые в первый раз не позволили осуществить прием копии энергопаспорта. При этом необходимо учитывать следующее:
• Во-первых, установление административной ответственности саморегулируемой организации и ее должностных лиц за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
• Во-вторых, так как саморегулируемая организация не составляет энергетический паспорт и не в состоянии самостоятельно устранить недостатки этого документа, необходимо обеспечить их устранение непосредственно составителем.
В соответствии с изложенными в приказе Минэнерго требованиями по представлению копии энергетического паспорта, саморегулируемые организации не должны быть «передаточным звеном», а отвечают (и эта ответственность не формальная) за полноту информации и корректность составления энергетического паспорта.
Во избежание проблем, которые, по-нашему мнению, обязательно возникнут при применении указанных нормативных актов, необходимо дополнительно включить условие о действительности энергетического паспорта только после его утверждения (регистрации, внесения в специальный реестр) Министерством энергетики РФ. В этом случае некорректно составленный документ после его переоформления и регистрации в Минэнерго будет иметь силу только в окончательной редакции. Главное, чтобы правила игры были абсолютно понятны заказчику энергетических обследований. Он не должен приступать к реализации мер по повышению энергоэффективности до тех пор, пока энергетический паспорт не будет проверен и в том или ином порядке зарегистрирован.
Следует иметь в виду, что копии энергетических паспортов также будут храниться и в архиве саморегулируемой организации. При этом будет формироваться банк данных о членах СРО: какие объекты может обследовать на предмет составления энергетических паспортов каждая конкретная организация.
Кроме того, необходимо уточнить нормы об административной ответственности саморегулируемых организаций за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в части определения того, что является надлежащим ее предоставлением. Также встает вопрос: как, например, изменяется срок представления копии в случае возврата уполномоченным органом энергетического паспорта, не соответствующего требованиям законодательства, поскольку приведение этого документа в соответствие с требованиями законодательства напрямую не зависит от саморегулируемой организации.
Только так мы сможем сделать этот рынок полностью прозрачным и исключить из него компании и специалистов, небрежно относящихся к такой важной процедуре, как энергетическое обследование. Мы — специалисты саморегулируемой организации НП «БалтЭнергоЭффект» — готовы оказать любую посильную помощь всем участникам рынка, которые будут нуждаться в нашей консультации по вопросам энергоаудита.
К СОДЕРЖАНИЮ