ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Андрей Ильин


    KONE: столетие и новые приоритеты

    Следом за Москвой 100-летие со дня образования финской корпорации KONE отмечалось в Северной столице. Встреча, приуроченная к этому событию, состоялась в петербургском отеле Holiday Inn на Московском проспекте. Состоялась она еще в сентябре, носила характер семинара, который продолжился неформальным общением и фуршетом. Незадолго до этого наш корреспондент имел возможность побеседовать с генеральным директором KONE в России Маарет Хейскари на темы, которые сегодня приобретают особую актуальность.

    Для начала мы предприняли небольшой экскурс в историю присутствия KONE на российском строительном рынке. Юбилей стал удачным поводом, а с учетом основной тематики «АРДИС» особенно интересно было узнать, как складываются отношения компании с нашими архитекторами.

    — KONE была создана ровно век назад и первое время функционировала как небольшая механическая мастерская в составе компании Stromberg. Однако уже в начале тридцатых годов наши предшественники сосредоточились на выпуске подъемных устройств для строительства и промышленности, причем в 1935-м осуществили первую поставку таких изделий в СССР. В 1950—60-е гг. отмечается наиболее значительное увеличение экспорта корпорации, которое сопровождалось ускорением процессов интернационализации нашего производства и приобретением ряда зарубежных предприятий. Вплоть до 1990 г. KONE ежегодно поставляла Советскому Союзу более 200 лифтов для многих объектов, в том числе важнейших государственных строек.

    На качественно новый уровень интеграции финских производителей подъемного оборудования и российского строительного комплекса нам удалось выйти в 1991 г., когда было учреждено СП «Интур-КОНЕ» (г. Москва). В 1994 г. на его базе образовалось нынешнее ЗАО «КОНЕ-лифт», осуществляющее деятельность в качестве стопроцентной дочерней компании нашей корпорации. На следующий год у KONE появилось и санкт-петербургское дочернее предприятие. Так в общем виде можно охарактеризовать организационные этапы развития нашего с вами сотрудничества.

    Лифт KONE
    в исторических интерьерах Кремля
    Что касается второй части вопроса, то, разумеется, успех продвижения разработок KONE на том или ином рынке в существенной мере зависит от наличия конструктивных контактов с архитекторами. Ваша страна в этом смысле исключением не является. При этом мы с удовольствием констатируем, что «грани различия» между западными и российскими подходами к проектированию практически стираются. Хотя в той же Европе сегодня куда больше реконструируют и модернизируют старые здания, нежели строят новые, и, в первую очередь, из-за сокращения свободных пространств. В России и с земельными, и с прочими природными ресурсами дело обстоит не столь проблематично, поэтому, например, и тенденция к принятию энергоэффективных решений в самих проектах и их строительном воплощении здесь не успела стать очевидной. В то же время и у вас появляются авторы, которые предпочитают уже не только рассуждать на темы «зеленой архитектуры», но и создавать свои произведения непосредственно в этом жанре. Этому появляется все больше объективных предпосылок на законодательном уровне, и субъективных — в сознании инвесторов.

    — Возникает вопрос, как этот новый тренд влияет на направление главного вектора разработок KONE, что из ее предложений сейчас наиболее востребовано у архитекторов?

    — С течением времени мы все в большей степени выступаем их консультантами, причем стараемся начинать такое взаимодействие буквально с этапа эскизной проработки проекта, поскольку все требования заказчика архитектор обязан учесть еще при подготовке концепции. Более того, KONE проводит специальные курсы для проектировщиков по темам вертикального транспорта — лифтовая сфера сегодня стремительно развивается, и даже самые выдающиеся специалисты вряд ли сумеют самостоятельно уследить за всеми ее новациями.

    Консультативное сотрудничество, которое имеет целью совместную выработку оптимальных решений по лифтовому хозяйству, продолжается на всех последующих стадиях проектирования, а также в ходе строительства и эксплуатации. Это объективная необходимость, учитывая, что в KONE постоянно обновляются методы монтажа и обслуживания оборудования, а кроме того, в линейке продукции представлены лифты, которые могут быть эффективно применены в процессе возведения объекта для транспортировки грузов на его верхние этажи. Допустим, сейчас в России проходит сертификацию так называемый Jump Lift, который растет вместе со зданием, позволяя обойтись без строительных подъемников; и это только один пример.

    Вообще же, с момента создания компании и особенно в последние 10 лет мы имеем основания позиционировать себя как инновационного лидера. Возьмите наше относительно недавнее know-how — лифты без машинного помещения, которые избавляют верхние пространства дома от шумного оборудования, позволяя использовать их по более рациональному функциональному назначению. Западноевропейские зодчие все охотнее включают такие системы в свои проекты, и можно предположить, что вскоре тем же путем будут следовать их российские коллеги.

    — И все же архитектор остается прежде всего художником. Для него самоценность представляет образ, следовательно, как автор он менее всего заинтересован нарушить его целостность неким сторонним внедрением, будь то или лифт, или эскалатор. Поэтому особенно интересно, насколько удается следовать в русле актуальных направлений вашим дизайнерам, инженерам?

    — Наши специалисты внимательно отслеживают тенденции мировой, европейской и национальной архитектуры и стремятся креативно реагировать на все ее изменения. Наконец, в плане дизайна своего оборудования мы всякий раз «подстраиваемся» под конкретику объемно-планировочного и интерьерного решений. В составе компании дизайнерский штат выведен в самостоятельное подразделение, разработки которого, кстати, за последние годы удостоились нескольких престижных профессиональных премий. Особый интерес в их числе представляет новое решение по купе лифтовой кабины «четыре времени года» (Four Seasons), о котором ваш журнал уже рассказывал подробно. Возвращаясь к модной для архитектуры идее энергосбережения, напомню, что мы давно уже перешли на светодиодное освещение всех своих лифтов. Кроме того, в них применяются такие опции, как отключение света, перевода вентиляторов в режим ожидания и т. п.

    Вообще же, процессы внедрения технологических инноваций и развитие архитектуры следуют неразрывно, и наиболее ярко это начинает проявляться в крупных проектах. Приведу в качестве примера высотный комплекс «Москва-Сити». В нем впервые в России мы применили Double-deck, то есть лифты с двумя кабинами, которые движутся параллельно — одна на четный, другая на нечетный этаж. В совокупности с компьютеризированной системой доступа и управления это обеспечивает резкое увеличение пассажиропотоков, позволяет уменьшить время ожидания и проезда, оптимизирует внутреннюю «логистику» и тем самым существенно повышает функциональную отдачу здания. К тому же в Москва-Сити нам удалось применить различные варианты отделки кабин (под серебро и золото; деревом и кожей; различными сочетаниями камня и т. д.), плюс разнообразные конструктивные решения, включая устройство панорамных лифтов, откуда открывается роскошный вид на город.

    Несколько иными подходами руководствуются наши специалисты, проектируя оборудование для исторических объектов. Так, лифты KONE работают даже в Кремле, но там они совершенно четко адаптированы под стилистику интерьеров, заданную старыми мастерами. Правда, повторюсь, и там, и во всех остальных случаях решающее слово в дизайне оставалось за архитектором...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА