ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Ольга Писаренко


    АРХИТЕКТУРНАЯ МЕТАМОРФОЗА ВЫБОРГСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

    На территории бывшей телефонной фабрики
    построен современный офисно-деловой центр

    Все заметнее в Петербурге обозначается новая тенденция: бывшие промышленные окраины постепенно перерождаются в деловые центры. Атмосфера строгости и некоторой суровости этих мест, поддержанная стилем большинства построек, уходит в прошлое и уже вызывает ностальгию. Промышленность, выпускавшая конкретные и осязаемые вещи, заменяется другими видами деятельности. В производственных зданиях появляются многочисленные офисы, назначение которых малопонятно для обывателя. Промышленная архитектура, в основном представленная кирпичными постройками, оттеняется современными зданиями или надстройками с преобладанием стекла. Иллюзорная деятельность проходит в иллюзорных домах, что соответствует известному тезису: архитектура — отражение времени.

    Заводы — Восковой, Сахарный, Кожевенный — начали открываться на Выборгской стороне еще при Петре I. Новый бизнес-центр построен на дворовой территории телефонной фабрики «Красная заря», которая ведет свою историю от предприятия, основанного в 1897 г. Ларсом-Магнусом Эриксоном. Предприятие шведского подданного первоначально располагалось на 20-й линии Васильевского острова, и переехало на Выборгскую сторону только три года спустя. Главный производственный корпус фабрики был спроектирован академиком архитектуры Карлом Шмидтом. В этом здании кирпичного стиля на Большом Сампсониевском пр. с недавних пор расположился безнес-центр, носящий историческое название «Эриксон».

    В 1960-е гг. на территории «Красной зари» были построены дополнительные корпуса, выходящие на Выборгскую набережную. Ныне они принадлежат фирме «Рамок», которая выступила заказчиком нового офисно-делового центра. Комплекс состоит из трех частей и пятиуровневого паркинга на 220 машиномест. Помимо художественной идеи, его корпуса объединены общими коммуникациями и инженерией. Строительство, как рассказывает автор проекта Александр Рафаилович Шендерович, велось архитектурным бюро «Проспект» в два этапа. Сначала была выполнена реконструкция двух существующих корпусов, затем дошла очередь до возведения нового.

    Проект «Гельсингфорсcкий»
    А. Шендерович:

    — В исходной позиции мы имели свободное пятно на углу Гельсингфорсской ул. и Выборгской набережной, далее по которой располагался четырехэтажный цех и еще один небольшой корпус. Обе постройки не имели исторической ценности, однако экономически оказалось более целесообразно их оставить, нежели разрушить. Хорошее состояние цехового здания послужило основанием к тому, чтобы сохранить и весь его каркас, и частично стены. Дополнительным плюсом явился довольно большой шаг здешней конструкции, что позволило делать свободную планировку. Мы запроектировали повышение этажности на один уровень, эркеры и угловую башенку, увязывающую наше строение с соседом по Гельсингфорсской улице — историческим зданием завода «Красная нить», и вообще с объектами Выборгской стороны, которые представляют собой некие горизонтали с вырастающими из них небольшими башнями. Что касается маленького корпуса, то его верхнюю отметку мы подняли до уровня цеха, причем таким образом, что со стороны главного фасада появившаяся надстройка представляет обратно наклонную плоскость. Этот прием весьма распространен, но чаще применяется в зеркальном исполнении, то есть с отклонением назад. В данном же случае именно наклон вперед оказался как эстетически, так и практически оправданным. В художественном плане он становится неким акцентом на завершении здания, а в практическом дает дополнительные площади и защищает выходящую на запад стену от перегрева, позволяя освещать помещение не прямым светом, а отраженным от Невы.

    Наиболее интересно выглядит новая часть, возведенная на пустом месте, примыкающая к бывшему заводскому цеху и представляющая собой высотную постройку с большими светопрозрачными поверхностями. Однако «стеклянным» является только ее верх, решенный тремя уступами разной формы, а ниже навесной фасад имитирует традиционный для Выборгской стороны кирпичный стиль. Своим неровным, ступенчатым силуэтом эта часть здания вторит облику стоящей по соседству бывшей бумагопрядильне купца Торшилова (впоследствии фабрика «Красная нить»).

    А. Шендерович:

    — Разрабатывая конфигурацию этой части здания, мы думали о том, чтобы при своих внушительных размерах оно не подавляло историческую застройку. Во-первых, хотелось обеспечить ее наибольший просмотр со стороны противоположной набережной Невы и Гренадерского моста. Во-вторых, присутствовало намерение сделать объект зрительно легче своего окружения и в какой-то степени заставить служить его фоном. Большая и затемненная стеклянная поверхность, отражая небо и воду, визуально растворяется в них. А вырастает она при этом из материальной части, являющейся для нее неким подобием стилобата.

    Можно много говорить о проблемности участка, но в зоне сложившейся застройки никогда не бывает по-другому. Реконструкция — тоже вещь непростая, упирающаяся в решение инженерных, технических и конструктивных проблем. Хотя в целом довести задуманное до конца, не мечась из стороны в сторону и не бросая задуманное на полпути, как нередко бывает, — это всегда вопрос воли заказчика. Лишь когда все осуществляется без радикальных отклонений от концептуального замысла, получается какой-то положительный результат. В данном случае все было в порядке — идея проекта, согласованная еще в 2004 г., с тех пор почти не изменилась. Более того, произошли даже некоторые улучшения, поскольку появились новые, лучшие материалы...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА