ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Елена Копач


    ПЕРВЫЙ В РОССИИ

    Музей художественного стекла
    открылся в оранжерее на Елагином острове,
    реконструированной по проекту мастерской О. Романова

    Событие это имело место еще ранней весной, и уже на протяжении нескольких месяцев музей успешно работает, ведет, как полагается, исследовательскую и разворачивает экспозиционную деятельность, принимает экскурсии. Соответственно, всякий, кто любопытствует насчет исторических, эстетических, технологических и прочих тонкостей «стекольной темы» уже успел побывать там или, по крайней мере, наметить такой визит.

    Оранжерейный корпус
    Елагиноостровского дворца
    Для нас же по-прежнему и не в меньшей мере интересна архитектурная сторона вопроса. Было бы, например, заманчиво продолжить разговор о роли стекла в интерьере и экстерьере, слегка потеоретизировать на этот счет, сопроводив ретроспективными и свежими иллюстрациями из проектно-строительной практики — повод того заслуживает. Однако прежде всего хотелось бы рассказать о планировочных и дизайнерских решениях, которые предшествовали появлению нового петербургского музея и были блестяще воплощены. Работы по реконструкции Оранжерейного корпуса Елагиноостровского дворца с приспособлением под принципиально новую функцию шли непросто, включая реставрацию, модернизацию инженерии, благоустройство прилегающей территории, растянулись на долгие четыре года, зато результат получился «любо-дорого посмотреть».

    Это отметила и губернатор Санкт-Петербурга, лично перерезавшая красную ленточку у входа в музейные залы, когда там открывалась первая постоянная экспозиция. В процессе знакомства с предметами уникальной коллекции художественного стекла 1950-90-х гг., а это более 700 экспонатов, Валентина Матвиенко уверенно предположила, что музей не только будет пользоваться популярностью у петербуржцев и наших гостей, но вскоре может стать центром проведения выставок мирового масштаба. Выступив на церемонии открытия, губернатор отметила тесную связь истории российского стекла с нашим городом: «Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своей знаменитой химической лаборатории заложил основы отечественного стекловарения. В XX в. Петербург-Ленинград был центром художественного стеклоделия всей страны. Здесь создавались передовые технологии, разрабатывались новые методы обработки стекла. Слава Ленинградского завода художественного стекла гремела по всему миру... Думаю, что мастера, которые, слава Богу, еще живы, будут очень довольны, что их работы перестали пылиться где-то на складах».

    «Белая» галерея
    Музея художественного стекла
    В сказанном нетрудно обнаружить идеологическую подоплеку предпринятой реконструкции, особенно вспомнив, что в самом начале 1997 г. завод прекратил свое существование. Хорошо еще, группа энтузиастов успела вынести с территории закрывающегося предприятия, передать в фонды Елагиноостровского дворца-музея и тем самым сберечь наиболее ценные произведения — в общей сложности почти тысячу будущих экспонатов. Здесь обнаруживается очень любопытная параллель между событиями недалекого прошлого и тринадцатилетней давности. Выясняется, что Наталья Гончарова, последний главный художник ЛЗХС, которая, собственно, и вдохновила коллег на спасение заводской коллекции, и Олег Романов, руководивший подготовкой архитектурного проекта, как и практическим превращением бывшей оранжереи в Музей стекла — одноклассники!

    «Черная» галерея
    Музея художественного стекла
    О. С. Романов, руководитель персональной мастерской:

    — Работать рука об руку с Натальей и другими художниками-стекольщиками, выпускниками «Мухи» разных лет, оказалось чрезвычайно интересно. Еще на стадии формирования концептуального замысла они подсказали немало ценных идей, а главное, чем дальше развивалось это творческое сотрудничество, тем теснее оно становилось. Тендеры на проектирование музея и генеральный подряд по реконструкции Оранжерейного корпуса, считаю, были выиграны честно, хотя сами конкурсные условия сразу же ставили нашу команду в крайне жесткие рамки. Вообще, при всех очевидных плюсах нынешняя система отбора авторских коллективов для выполнения разработок с бюджетным финансированием пока что не избавлена от некоторых недостатков. К примеру, архитектору бывает не так-то просто достичь совершенного результата, когда все его действия до предела регламентированы, да еще и контролируются чиновниками шаг за шагом. В определенные моменты даже ощущаешь себя не столько художником, сколько деталью некоего конвейера. Эта работа исключением не стала, но, несмотря ни на что, продвигалась. Причем, замечу, дело шло весьма быстро для задачи такого объема и сложности. На создание проектной документации у нас ушло где-то полгода (работали мы в соавторстве с начальником отдела прикладной деятельности нашей мастерской Зоей Фроловой), а на саму реализацию — год с небольшим. Процесс взаимодействия с субподрядными организациями, в том числе компанией «Грани стеклоконструкции», на всем протяжении также носил творческий характер. Кстати, на церемонии открытия музея губернатор в числе прочего сказала, что это первый шаг к возрождению завода...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА