ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Татьяна Соловьева
    Кирилл Поленов


    востребованный опыт

    Более 10 лет ООО «Випстрой»
    участвует в разработке и реализации
    реставрационных проектов для Царского Села

    Объемистая монография «Современные фундаменты машин и их автоматизированное проектирование», подготовленная авторским коллективом под руководством к. т. н. В. М. Пятецкого, увидела свет в начале девяностых. Книга до сих пор не потеряла своей актуальности как практическое пособие и учебник, о чем можно судить по активности запросов на ее счет в «Библусе», а также прочих специализированных ресурсах Интернета. Различные поисковики позволяют обнаружить упоминания о Пятецком и в числе разработчиков СНиП, и среди авторов научных публикаций по проектной проблематике в сфере криогенного машиностроения.

    Согласитесь, получается не совсем обычное начало для статьи в по­стоянном «реставрационном» разделе. Ведь между сохранением ис­­­то рико-культурного наследия и стро­ительными аспектами развития высокотехнологичных отраслей промышленности вряд ли угадывается прямая взаимосвязь. И все же определенная логика в такой подаче материала есть. Дело в том, что наш сегодняшний собеседник — Вадим Матасиевич Пятецкий — еще в 1992 г. организовал и возглавил проектную компанию «ВИПСТРОЙ», и та в числе прочего стала специализироваться на интересующих нас темах реставрации и реконструкции памятников. Профессионально-кадровый состав новой команды, которая начала формироваться в стенах знаменитого Ленинградского Промстройпроекта, позволял заняться архитектурно-строительными разработками самых различных жанров — от интерьеров и благоустройства до полномасштабных объемно-планировочных решений. Вплоть до сегодняшнего дня коллектив более чем на треть укомплектован выходцами из этого института. Например, назначение на пост главного конструктора получил Борис Константинович Александров, еще один кандидат наук из Ленпромстройпроекта. Бывший главный архитектор института, Сергей Владимирович Мигель, занял аналогичную должность в ООО «ВИПСТРОЙ», главным инженером проекта по объектам культурного наследия стала также недавняя сотрудница ЛенПСП Лариса Умаровна Кашаева.

    Парадный вестибюль
    Екатерининского дворца
    В. Пятецкий:
    — Школа, пройденная в институте, по-прежнему много значит для каждого из нас. Именно она зачастую помогает сориентироваться в сложной ситуации, грамотно перераспределить силы, отыскать рациональные способы разрешения проблем. За минувшие восемнадцать лет на проект­но-строительном рынке Петербурга происходило много изменений, причем на большинство из них компания должна была адекватно реагировать, привлекая, когда надо, весь свой творческий потенциал. Вот и с реставрационным направлением поначалу дело складывалось не так просто. Отрасль в процессе перехода к рынку переживала упадок, когда многие важные идеи, связанные с возрождением памятников города, оказались либо вообще забыты, либо отнесены на неопределенную перспективу. Основательно заняться реставрационной темой нам удалось спустя примерно семь лет после образования предприятия. В 1999 г. лично директор ГМЗ «Царское Село» И. П. Саутов привлек нас к проектной проработке своих замыслов по функциональному переустройству некоторых интерьеров Екатерининского двор­ца. Впоследствии мы не только выполнили ряд таких разработок, но и на деле их воплотили. Первым объектом приложения сил специалистов ВИПСТРОЙ к главному и красивейшему зданию этого музея-заповедника явился его Парадный вестибюль.

    Данное помещение за все время после войны реставрировалось лишь однажды, и в силу этого пребывало в удручающем состоянии. Нам пришлось немало потрудиться, чтобы придать ему достойный и исторически правдоподобный вид. Сам Иван Петрович, в свою очередь, прилагал чуть ли не все силы на поиск недостающих средств для обновления дворцовых интерьеров. А ведь в этом нуждалось большинство из них — не только 1-я Антикамера, которая тогда относительно благополучно восстанавливалась за счет бюджетных источников.

    Фрагменты интерьеров
    Петровских комнат
    после реставрации
    Закончив с вестибюлем, мы перешли к проекту восстановления Петровских комнат, после чего занялись служебным коридором Екатерининского дворца. Чрезвычайно интересной для нас и крайне необходимой для музея стала работа по устройству гардероба. В исторических проектах здания, создававшегося как летняя императорская резиденция, ничего подобного не предусматривалось. Правда, всем было очевидно, что дворец в своем нынешнем качестве — объекта, открытого для широкой публики, — без специальных гардеробных пространств обходиться уже не мог. Чтобы избавить посетителей от такого рода неудобств, в частности, от необходимости оставлять верхнюю одежду прямо у музейной кассы, и была предпринята глобальная реконструкция помещений. Понадобилось разобрать мощные кирпичные постаменты, на которых прежде располагались вентиляционные установки, сделать новое перекрытие, разместив на нем современное климатическое оборудование, а под ним — оригинальное оборудование гардероба.

    — Выходит, первые опыты подготовки и воплощения проектов в Царском Селе у вас и ваших коллег были связаны не столько с реставрацией в чистом виде, сколько с реконструкцией?

    Интерьер ресторана
    в правом крыле Циркумконференций
    В. Пятецкий:
    — В современной практике, особенно когда та имеет отношение к активно работающему музею, два этих направления не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Конечно, многое надлежит оставлять в неприкосновенности, подвергать консервации, восстанавливать исключительно на базе первоначальных проектных решений, причем по возможности с использованием традиционных материалов и технологий. Однако совсем обойтись без наполнения архитектурно ценных объектов новым содержанием не представляется возможным. Примером того, как это может делаться без ущерба историзму, могут служить здания Циркумференций, которые по проекту ООО «ВИПСТРОЙ» были приспособлены под двухзальный ресторан и зал самообслуживания (южное крыло) и для размещения главного офиса дирекции ГМЗ (северное крыло). Но ведь до этого момента их внутреннее убранство изысканностью не отличалось. До революции обе Циркумференции использовались утилитарно, по большей части как подсобки для придворной обслуги, да и позднее, в советское время, здесь не проводилось никаких экскурсий и не устраивалось экспозиций. Зато, обратите внимание, насколько органично они вписались в новую главу из истории Царского Села, которая создается сегодня.

    Подвалы Екатерининского дворца
    после реконструкции с приспособлением
    под экспозиционные площадки
    — Пару лет назад «АРДИС» подробно рассказывал о там, как радикально преобразились подвалы Екатерининского дворца после произведенной там масштабной реконструкции. Оказывается, это также результат воплощения одного из проектов ВИПСТРОЙ…

    В. Пятецкий:
    — В подвалах дворца тоже никогда и ничего особенного не располагалось, они служили, в основном, складскими помещениями. Вряд ли такое использование весьма протяженных подвальных пространств совпадало с нынешними интересами руководства ГМЗ. И вот с недавних пор на них возложена новая нагрузка: наряду с хранилищами и небольшими комнатами для демонстрации открытых фондов, здесь расположился зал для проведения лекций и пресс-конференций, уютное кафе, площадки для виртуальных экскурсий — в общем, многое из того, что необходимо современному музейному комплексу...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА