Председатель Правления СПб СД
 Владимир Санжаров


FIDEXPO & LIGHTING-99
МЕБЕЛЬ. ИНТЕРЬЕР. ДИЗАЙН. ОСВЕЩЕНИЕ
кто первый и чего же все-таки больше?


Февраль - последний месяц зимы, был традиционно отмечен очередной FIDEXPO, вот уже третьей по счету. Чтобы сохранить столь же традиционно высокий уровень и репутацию крупнейшей интерьерной выставки, организаторам пришлось приложить в этом году немного больше усилий, чем прежде. Число участников несколько сократилось (правда, не в ущерб качеству), призрак экономического кризиса мелькал среди выставочных стендов, но, в целом, праздник удался. Труды РЕСТЭКа и тех, кто ему помогал, не пропали даром.
Выставка отнюдь не выглядела опустевшей. Программа околовыставочных мероприятий была в меру насыщенной. Было много мебели и освещения, встречались интерьеры и, при этом, концентрация дизайна была, пожалуй, чуточку выше, чем на предыдущих экспозициях. Тон, безусловно, задавали известные на Петербургском (и не только) мебельном рынке А. Р. IT, NEW-FORM, BULTHAUP, SCIC, ЕвроДОМУС, ПРАКТИКА. NEUHAUS. Они вновь представили высокие образцы интернационального дизайна, к высоте качества и стоимости которого постепенно приучается российская публика. На них оттачивается вкус, привыкает глаз, изменяются стереотипы представления о мебели как таковой.
Уровень экспонатов диктовал и уровень их презентации. Для перечисленных фирм он уже давно не вмещается в рамки «экспоформовских» модулей, и создают его, как правило, наши молодые дизайнеры. Архитектура стендов, достаточно свободное владение пространством, набор экспозиционных приемов и материалов приближают их к образу, принятому на европейских и мировых интерьерных показах. С поправкой на нашу российскую «сдержанность» в средствах, конечно.
Работающие в сложных условиях петербургские предприятия не теряют достоинства перед именитыми соседями. Производить мебель у нас сегодня, на каждом шагу сталкиваясь с кучей наших, чисто российских проблем, поистине - подвиг. Как для вновь образованных небольших фирм, так и для солидных - со своей историей и традициями.
«Севзапмебель» показала на выставке достаточно широкий спектр изделий неплохого качества, по приемлемым ценам, стараясь совместить традиции крупного советского предприятия с требованиями современной дизайнерской моды. Традиций побольше, дизайна поменьше - но. тем не менее, для производителя серийной мебели это почти успех, Отрадно, что не уходят с арены, а, наоборот, набирают силу небольшие и относительно молодые мебельные фирмы, активно привлекающие дизайнеров к разработке образцов. Так. среди имен лауреатов Премии FIDEXPO-99 вновь прозвучали уже знакомые имена - «ИПРИС-мебель» и «Русская мебель». Эти интересные творческие коллективы, производящие, правда, малосерийную или заказную мебель, энергично утверждают себя на рынке, демонстрируя пример плодотворного сотрудничества производителей и дизайнеров. Вообще, там, где к изделиям, к созданию экспозиции прикасалась рука дизайнера-профессионала, появлялись стиль, логика, хороший вкус и надежда. Вероятно, и в русскую расшифровку аббревиатуры FIDEXPO следует внести поправку. Слово «ДИЗАЙН» должно встать на первое место. Дизайн нельзя демонстрировать абстрактно и отдельно. Мебель, элементы освещения, элементы отделки и декоративные предметы, создаваемые дизайнерами как самостоятельные произведения, ими же объединяются в гармоничное целое, называемое интерьером.
Санкт-Петербургский Союз дизайнеров тесно сотрудничает с ВО «РЕСТЭК» в организации выставки уже не первый год. Он был представлен на выставке не только небольшим стендом, но и. косвенно, многими членами Союза, все большее число которых успешно работает с мебельными фирмами. Мы очень заинтересованы в этом, как мы надеемся, взаимовыгодном сотрудничестве и надеемся на его продолжение. Хочется пожелать FIDEXPO и ее организаторам новых успехов и выхода на новые горизонты.

FIDEXPO & LIGHTING-99

Третья по счету выставка Мебели, Интерьера, Дизайна и Освещения FIDEXPO & LIGHTING завершившая свою работу в феврале с. г. , удалась, с точки зрения ее участников. В ней приняло участие 98 отечественных и зарубежных фирм, за пять дней ее посетило около тридцати пяти тысяч человек, из них 19000 специалистов, из 15 стран. Особых сенсаций не было. Итальянская мебель, как всегда, прекрасна, немецкая, впрочем, тоже.
Отечественные мебельщики, в большинстве своем, продолжают придерживаться убеждения, что интерьер - это некий набор предметов мебели (в лучшем случае, дополняющих друг друга функционально). Исключениями были, пожалуй, только «Антик» и «Балтекс», из-за неудачного расположения оказавшиеся почти незамеченными. Порадовал раздел «Освещение» - у традиционно представлявшей его фирмы «Modul» наконец-то появились достойные конкуренты.
В дни работы выставки с успехом прошла научно-практическая конференция «Три века Петербургского интерьера», в которой приняли участие искусствоведы и научные сотрудники Государственного Эрмитажа, Русского музея, Юсуповского дворца, Павловского и Царскосельского дворцовых комплексов, преподаватели Художественно-промышленной Академии. Прозвучали интересные выступления, а число рутинных докладов не превышало необходимого минимума. На редкость удачными были на этот раз шоу-показы. Правда, несколько удручали и обескураживали представленные на конкурс архитектурных проектов студенческие работы. Да и лауреатов Премии FIDEXPO можно было почти безошибочно предсказать после беглого осмотра павильонов. Неожиданностью был, пожалуй, триумф дебютантов выставки - немецкая Галерея Дизайна и Интерьера «NEUHAUS» стала лауреатом Премии FIDEXPO в номинации «Высокий уровень эстетики выставочной экспозиции».
Тем не менее, выставка явно сделала шаг вперед. Если в FIDEXPO-98 процент интерьеров и эксклюзивной мебели составлял около 35%, то в нынешнем году не более 25% занимала, как раз, типовая мебель. Есть надежда, что следующая FIDEXPO будет близка по уровню к хорошей зарубежной интерьерной выставке.
Очень удачным кажется решение разделить ранее единую выставку IFEP на две - ориентированную, прежде всего, на искусство создания интерьера FIDEXPO и адресованную производителям мебели ISPA, которая будет проходить осенью. Возможно, к последней следовало бы приурочить и бизнес-семинар «Российские производители конкурентоспособных комплектующих», состоявшийся в рамках FIDEXPO. Но, несмотря на все недостатки, без которых не бывает ни одно крупное мероприятие, выставка удалась, а, судя по отзывам посетителей, с ней начинают считаться всерьез. И у FIDEXPO-2000 есть шанс стать значительным событием в жизни города. 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>