Валерий НЕФЕДОВ профессор СПбГАСУ
(фото автора)


Крыша ... над освобожденным пространством 



Качественные изменения в технологии проектирования, в первую очередь за счет внедрения компьютерных средств, а также заметный прогресс в использовании новых материалов и конструкций значительно расширили степень свободы архитекторов в области формообразования современных зданий. Представилась возможность более гибко моделировать и реализовывать оригинальные объемно-пространственные решения в архитектуре. Процесс этот не всегда однозначен и в том числе приносит немало примеров чрезмерного и случайного усложнения архитектурной формы. Становится все более очевидным, что легко достижимая оригинальность компьютерной архитектуры требует взвешенного конструктивного осмысления путей реализации каждого нестандартного решения. Причем вопросы экономической целесообразности выбранного приема во многих случаях являются определяющими.

Серия реализованных в зарубежной практике объектов с новыми объемно-пространственными характеристиками заставляет по-иному взглянуть на, казалось бы, устоявшиеся представления о таких элементах здания как, например, его покрытие. Новая интерпретация крыши здания в качественно иной форме и с другим содержанием отражает все тот же процесс раскрепощения мышления архитектора и поиск свободной конфигурации внутреннего пространства здания, дополнительной выразительности его силуэта.
Среди новых материалов, радикально обновивших «арсенал» традиционных решений в современной архитектуре, особое место принадлежит тканевым покрытиям. Архитектор Отто фон Шпрекельсен, включивший в композицию известной арки Дефанса на главной планировочной оси Парижа ажурную конструкцию в виде полупрозрачного тентового покрытия на вантовой основе, вряд ли предполагал, какой резонанс вызовет эта оригинальная идея в архитектурной практике. Вложив в свой замысел немало образного содержания и подчеркнув грандиозность новой арки проплывающими под него стилизованными тканевыми облаками, архитектор умело
использовал выгодные композиционные качества тканевой конструкции, сочетающей гибкость свободной геометрии плана покрытия и произвольность силуэта. Эта постройка, пожалуй, одной из первых продемонстрировала возможности тканевых конструкций в освобождении перекрываемого пространства от жесткости традиционной геометрии.
Имеющиеся на сегодня технологии стекловолоконного армирования синтетического тканевого полотна с тефлоновым покрытием позволяют получить универсальный конструкционный материал, работающий в качестве мембраны или гибкого покрытия по металлическому каркасу любой конфигурации. Представляют интерес примеры использования подобных решений в ряде железнодорожных вокзалов Франции: для перекрытия зала ожидания на вокзале Монпарнас в Париже и спуска в подземный переход на вокзале в Нанте.
Легкость возведения сооружений из тканевых материалов на облегченном металлическом каркасе в сочетании с высокой мобильностью способствовали распространению данного типа конструкций на широкий диапазон объектов различного функционального назначения. Показательным в этом смысле стало появление весной 1998 г. на площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже нового выставочного павильона в виде конуса с тканевым покрытием по сборному металлическому каркасу. Обладая большими композиционными и функциональными возможностями по разнообразному формообразованию, подобные сооружения могут вносить новое образное содержание в привычное городское пространство и превращать достижения технологии в новое качество городской среды.
Не менее разительны перемены в использовании других материалов для обогащения силуэта здания за счет изменения формы его покрытия. Одним из весьма радикальных примеров пересмотра роли крыши здания в формировании его образного своеобразия стало здание консерватории в комплексе «Ситэ ля Мюзик» в Париже. Переложив тему распространяющейся музыкальной волны на форму свободно трактованного покрытия здания, архитектор Кристиан Портзампарк кроме создания силуэтного акцента сумел раскрыть возможности использования металлических конструкций для свободной трактовки крыши, скользящей вдоль здания.
Несовпадение контура покрытия и плана здания может быть по-разному использовано для композиционного «освобождения» перекрываемого пространства. В одних случаях, как, например, в здании Высшей школы технологии древесины в Атлантполе (Нант, Франция), это помогает выявить дополнительные декоративные возможности материала и показать его структуру. В других случаях, например, в архитектуре нового стадиона в Париже («Стад де Франс», архитектор Аумерик Зублена), парящее над трибунами покрытие зрительно «размывает» границы самого стадиона, способствует объединению его с окружающим городским пространством. Эффект парящей кровли создается благодаря тонкому выбору шага опор, к вершинам которых на вантах подвешено покрытие.
Диапазон современных технологичных решений покрытий постоянно расширяется за счет более рационального использования возможностей конструкционных материалов и нестандартной трактовки внутреннего пространства. Идея превращения интерьерного пространства галереи «Лафайет» в Берлине (Фридрихштадт Пассаж) в единое, непрерывное пространство, пронизанное остекленными конусами вверх и вниз, потребовала от архитектора Жана Нувеля существенного пересмотра традиционной формы покрытия. Превратив тему остекленного конуса в своеобразный символ внутреннего пространства, архитектор удачно использовал возможность верхнего освещения через проникающие на крышу прозрачные вершины конусов. Все пространство перевернутого конуса было использовано в качестве дополнительного освещения основания здания и подземных этажей. Впечатление от восприятия единого многоуровневого пространства, наполненного естественным и искусственным светом, усиливается радужными бликами на криволинейной зеркальной поверхности стекла, восходящей к крыше и опускающейся вглубь в виде огромной воронки.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что свобода формообразования в архитектуре, полученная благодаря рациональному использованию новых материалов и технологий, предполагает более внимательное отношение к поиску выразительной эстетики здания, его образного содержания и современного дизайна интерьера.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>