ИТАЛЬЯНСКИЙ ЭКСЛИБРИС


 
«Впервые увидев эти фотографии, исполненные меры тонкого вкуса и профессионального изящества, я понял-это прекрасная фотовыставка, а, возможно, и уникальное пособие для учащихся высшей художественной школы.»
Лауреат Гос. Премии архитектор Игорь ШМЕЛЕВ

italya10.jpg (4542 bytes)В Италию я попала впервые и неожиданно. Октябрь 1997 года, двухнедельная поездка от Рима до южной части Апеннинского полуострова, включая остров Сицилию. Программа вояжа целиком посвящалась знакомству с наследием культур древних цивилизаций, сменявших друг друга на протяжении тысячелетий, и, помимо того, давала возможность посетить знаменитые музеи Рима и его окрестности, насыщенные обилием архитектурных памятников времен Римской империи, скульптурами и фресками Помпеи и Геркуланума. И как подарок — центры древнегреческих поселений на острове Сицилия.
С самых первых дней, всматриваясь в античные шедевры великого Рима, я ощутила где-то внутри, интуитивно, что ракурсы архитектурных ансамблей и скульптурных изваяний столь многоплановы и совершенны, что можно любоваться все новыми и новыми поворотами творений древних гениев. Я фотографировала, невольно останавливаясь на, казалось, случайных моментах. Восприятие впитывало созерцаемые образы, вид которых порой околдовывал своей нереальностью и наполнял непередаваемыми эмоциями. Так родилась серия фотокартин, из которых сложилась впечатляющая панорама итальянских «каникул». Мне было отрадно видеть, что выставка породила большой резонанс и среди моих коллег-педагогов Художественно-промышленной академии и у студенческой аудитории. И, признаюсь, именно реакция моих воспитанников волновала прежде всего, хотелось передать им состояние настоящего искусства, которое, увы, начинает сегодня тонуть под напором псевдохудожественной макулатуры современного «авангарда».
Интерес публики к наследию культур на древней территории Апеннин оказался неподдельным. Это вполне естественно, ведь давние связи между городом на Неве и землей Италии сыграли исключительную роль в формировании классицистичного облика Санкт-Петербурга и специфике духовного склада его интеллигенции. Древний Рим — нет во всем мире другого такого города, в котором столь органично сплелось многовековое прошлое и скоротечное настоящее. Стремительная современная жизнь бок о бок соприкасается здесь с застывшими рисунками архитектурных памятников древней империи. Еще более ярким этот контраст становится в вечернее время, когда изощренная подсветка вылепливает на фоне городских огней скульптурную громаду Колизея... мимо проносятся потоки автомобилей, суетятся люди, неся свои заботы и радости... и лишь Его неизменный контур величественно возвышается над городской суетой, как символ вечности...
Императорские форумы Рима — свидетели многовековой незыблемости Римской империи. Их облик особенно привлекателен в предвечерние часы, когда мрамор колонн и антаблемента начинает светиться как бы изнутри собственным спокойным голубоватым отсветом.
Изящные ряды ионических колонн величественного в былые времена Храма Сатурна (середина 1в. н.э.) и Коринфские колоннады Храма Веспасиана (80-е гг. н.э.) все еще сохраняют красоту и соразмерность, удостоверяя великолепие и достоинство древнего Рима.
При императоре Адриане культура и искусство Римской империи достигли высочайшего расцвета. Умный, образованный человек, философ, художник и архитектор, Адриан был влюблен в шедевры древнегреческих мастеров. Он спроектировал и построил самую грандиозную и ставшую знаменитой виллу эпохи Римской империи. Планировка и формы различных сооружений на ее территории были навеяны впечатлениями от Греции и Египта.
По мере возведения ансамбля виллы Адриана сюда привозились и устанавливались греческие подлинники и копии с них римских ваятелей. Вдоль искусственных водоемов разместились подобия кариатид с Эрехтейона, расположенного на афинском акрополе в непосредственной близости от Парфенона. Живописная игра света и тени на трепещущих драпировках скульптур усиливает жизненную энергию тела и выявляет пластическую монументальность. Вилла была задумана Адрианом как место для уединенного созерцания и философских размышлений. Об этом напоминают изваяния героев греческих мифов, по-прежнему задумчиво глядящих на свои отражения в зыбкой глади прудовых зеркал — вот уже почти два тысячелетия...

Волчица — символ Рима работы этрусских мастеров VII век до н.э. Арка монастыря Монтекассино; 530 г.н.э. Первый монастырь в Европе Хранилище произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства Вилла Адриана — место для уединенного созерцания и философских размышлений...
Архитектурная конструкция Колизея образует перспективу сквозных аркад мощных нижних ярусов, облицованных коричневато-золотистыми монолитами травертика: в них сохранились отверстия от металлических скоб, соединявших некогда громады каменных блоков. ital5p.jpg (2030 bytes) Развалины древней городской стены в Агридженто
Вдоль искусственных водоемов виллы Адриана разместились подобия кариатид с Эрехтейона, расположенного на афинском акрополе... ital8p.jpg (2141 bytes) Руины одного из храмов в Сиракузах

Людмила КАЛУГИНА профессор кафедры скульптуры Санкт-Петербургской Художественно-промышленной Академии(Фото автора)


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>