«Впервые
увидев эти фотографии, исполненные меры тонкого
вкуса и профессионального изящества, я понял-это
прекрасная фотовыставка, а, возможно, и
уникальное пособие для учащихся высшей
художественной школы.»
Лауреат Гос. Премии архитектор Игорь ШМЕЛЕВ
В Италию я попала впервые и
неожиданно. Октябрь 1997 года, двухнедельная
поездка от Рима до южной части Апеннинского
полуострова, включая остров Сицилию. Программа
вояжа целиком посвящалась знакомству с
наследием культур древних цивилизаций,
сменявших друг друга на протяжении тысячелетий,
и, помимо того, давала возможность посетить
знаменитые музеи Рима и его окрестности,
насыщенные обилием архитектурных памятников
времен Римской империи, скульптурами и фресками
Помпеи и Геркуланума. И как подарок — центры
древнегреческих поселений на острове Сицилия.
С самых первых дней, всматриваясь в античные
шедевры великого Рима, я ощутила где-то внутри,
интуитивно, что ракурсы архитектурных ансамблей
и скульптурных изваяний столь многоплановы и
совершенны, что можно любоваться все новыми и
новыми поворотами творений древних гениев. Я
фотографировала, невольно останавливаясь на,
казалось, случайных моментах. Восприятие
впитывало созерцаемые образы, вид которых порой
околдовывал своей нереальностью и наполнял
непередаваемыми эмоциями. Так родилась серия
фотокартин, из которых сложилась впечатляющая
панорама итальянских «каникул». Мне было отрадно
видеть, что выставка породила большой резонанс и
среди моих коллег-педагогов
Художественно-промышленной академии и у
студенческой аудитории. И, признаюсь, именно
реакция моих воспитанников волновала прежде
всего, хотелось передать им состояние настоящего
искусства, которое, увы, начинает сегодня тонуть
под напором псевдохудожественной макулатуры
современного «авангарда».
Интерес публики к наследию культур на древней
территории Апеннин оказался неподдельным. Это
вполне естественно, ведь давние связи между
городом на Неве и землей Италии сыграли
исключительную роль в формировании
классицистичного облика Санкт-Петербурга и
специфике духовного склада его интеллигенции.
Древний Рим — нет во всем мире другого такого
города, в котором столь органично сплелось
многовековое прошлое и скоротечное настоящее.
Стремительная современная жизнь бок о бок
соприкасается здесь с застывшими рисунками
архитектурных памятников древней империи. Еще
более ярким этот контраст становится в вечернее
время, когда изощренная подсветка вылепливает на
фоне городских огней скульптурную громаду
Колизея... мимо проносятся потоки автомобилей,
суетятся люди, неся свои заботы и радости... и лишь
Его неизменный контур величественно возвышается
над городской суетой, как символ вечности...
Императорские форумы Рима — свидетели
многовековой незыблемости Римской империи. Их
облик особенно привлекателен в предвечерние
часы, когда мрамор колонн и антаблемента
начинает светиться как бы изнутри собственным
спокойным голубоватым отсветом.
Изящные ряды ионических колонн величественного
в былые времена Храма Сатурна (середина 1в. н.э.) и
Коринфские колоннады Храма Веспасиана (80-е гг.
н.э.) все еще сохраняют красоту и соразмерность,
удостоверяя великолепие и достоинство древнего
Рима.
При императоре Адриане культура и искусство
Римской империи достигли высочайшего расцвета.
Умный, образованный человек, философ, художник и
архитектор, Адриан был влюблен в шедевры
древнегреческих мастеров. Он спроектировал и
построил самую грандиозную и ставшую знаменитой
виллу эпохи Римской империи. Планировка и формы
различных сооружений на ее территории были
навеяны впечатлениями от Греции и Египта.
По мере возведения ансамбля виллы Адриана сюда
привозились и устанавливались греческие
подлинники и копии с них римских ваятелей. Вдоль
искусственных водоемов разместились подобия
кариатид с Эрехтейона, расположенного на
афинском акрополе в непосредственной близости
от Парфенона. Живописная игра света и тени на
трепещущих драпировках скульптур усиливает
жизненную энергию тела и выявляет пластическую
монументальность. Вилла была задумана Адрианом
как место для уединенного созерцания и
философских размышлений. Об этом напоминают
изваяния героев греческих мифов, по-прежнему
задумчиво глядящих на свои отражения в зыбкой
глади прудовых зеркал — вот уже почти два
тысячелетия... Людмила КАЛУГИНА профессор
кафедры скульптуры Санкт-Петербургской
Художественно-промышленной Академии(Фото
автора) |