МОЗАИКА :
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
 


"Живопись сама по себе портится и уничтожается,
 тогда как мозаики по продолжительности их жизни можно назвать вечными."
Дж.Вазари

moz2.jpg (51309 bytes)Многим   санкт-петербуржцам, скорее всего уже знакома фирма "Стрелец" - "Камины Петербурга": доброжелательные сотрудники, небольшой уютный выставочный зал, где представлены образцы их реставрационной и творческой деятельности. Но пока мало кто знает об еще одной оригинальной технологии, над возрождением которой сейчас работает "Стрелец" - античной мозаике. Мозаика сочетает в себе принципы живописи и архитектуры, в то же время являясь самостоятельным видом искусства. Известна она была еще мастерам Древней Греции, но наиболее широкое распространение получила во времена Римской империи. Сначала это были простые геометрические узоры, выложенные из гальки и цветных камешков. Со временем не только усложнились рисунки и орнамент (растительные элементы, изображения животных, отдельные сюжеты), но и совершенствовалась техника. Изобретение смальты - искуственной разноцветной стекловидной пасты, расширившей палитру мозаики, привело к созданию картин, конкурирующих с живописью. Особо широкое применение "римская" мозаика нашла в украшении храмов Византии, а затем в Древней Руси. Со смальтой работал и Ломоносов, возродивший в России технику мозаики; можно сказать, что современная мозаичная мастерская Академии Художеств - прямая продолжательница дела Ломоносова.Другой тип мозаики («флорентийская»), столь популярный во времена Возрождения, основан на эффекте сочетания различных сортов мрамора и камня, тщательно подобранных по цвету и идеально пригнанных друг к другу, а затем отшлифованных (обратите внимание на столики в Павильонном зале Эрмитажа). Особо знаменита была мастерская семьи Медичи в Уффици (V1 век), изготовлявшие в подобной технике предметы интерьера, мебели и различные сувениры. Но к началу XX века строительство такого изысканного вида мозаики почти полностью прекратилось.
moz1.jpg (31064 bytes) Благодаря фирме «Стрелец» появилась возможность убедиться в том, что техника не забыта. Богатый выбор оттенков мрамора: белого, черного, серого, розового, зеленого, золотистого, красного и его неповторимая фактура позволяют создавать самые оригинальные произведения. Как бы ни были разнообразны современные отделочные материалы, ничто не сравнится с природной красотой камня. А введение новой технологии «римской» мозаики дает новые возможности при создании интерьеров вашего жилья. Мозаику набирают из специально обкатанных камушков, похожих на гальку, используемую при создании первых мозаик (например, мозаика терм г.Окрикулума близ Рима, копию которой можно видеть в Эрмитаже). Так как такая мозаика создает не идеально гладкую поверхность, как флорентийская, то появляется возможность использовать ее для набора полов в кухне, ванной. Мозаика не только не разрушит уже сложившийся интерьер вашего дома, а наоборот, внесет дополнительные модные элементы. Представьте — как преобразится ваш аквариум, если в нем появится грот, выполненный в такой технике. А какой простор она даст для фантазии архитектора или дизайнера, ведь мрамор создан самой природой и каждый его кусочек неповторим.
Многим санкт-петербуржцам, скорее всего, уже знакома фирма «Стрелец» — «Камины Петербурга»: доброжелательные сотрудники, небольшой уютный выставочный зал, где представлены образцы их реставрационной и творческой деятельности.
Но пока мало кто знает об еще одной оригинальной технологии, над возрождением которой сейчас работает «Стрелец» — античной мозаике.
Мозаика сочетает в себе принципы живописи и архитектуры, в то же время являясь самостоятельным видом искусства.
Известна она была еще мастерам Древней Греции, но наиболее широкое распространение получила во времена Римской империи. Сначала это были простые геометрические узоры, выложенные из гальки и цветных камушков. Со временем не только усложнились рисунки и орнамент (растительные элементы, изображения животных, отдельные сюжеты), но и совершенствовалась техника. Изобретение смальты — искусственной разноцветной стекловидной пасты, расширившей палитру мозаики, привело к созданию картин, конкурирующих с живописью. Особо широкое применение «римская» мозаика нашла в украшении храмов Византии, а затем в Древней Руси. Со смальтой работал и Ломоносов, возродивший в России технику мозаики; можно сказать, что современная мозаичная мастерская Академии Художеств — прямая продолжательница дела Ломоносова.

Я.И.Шатилова, искусствовед
Е.А.Земляничкина


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>