Немецкая фирма LEOLA
относится к той особой категории изготовителей
обыденных, утилитарных вещей, которые берут на
себя миссию создания «первичных» идей, придания
индивидуальности и аристократичности каждому
новому образцу. Индивидуальность — свойство
достаточно определенное для любого направления
настоящего искусства. Актуальность и
неповторимость приема, создание нового на основе
ранее сделанных находок — то, что зовется
«творческим почерком» мастера — все это в полной
мере присуще всем изделиям фирмы, обеспечивая их
несомненную индивидуальность.
То, что касается аристократичности, несомненно
требует пояснений. Дело в том, что понятие
аристократичности применительно к предметам
быта и деталям жизни стало невольно
ассоциироваться для многих из нас с некоторой
антикварностью, стилистикой прошедших эпох.
Ничего удивительного в этом нет, если учесть, что
и сами аристократы числились в нашей стране на
протяжении многих десятилетий людьми «из
бывших», носителями давно ушедших вкусов,
понятий, эстетики. Отсюда у людей, которые имеют
желание и возможности заново обустроить свое
жилище и быт, возникает неодолимое пристрастие к
историзму, стилизаторству как наиболее
авторитетным, престижным формам. Это видно и во
внешних формах новых коттеджей в пригородах, и в
деталях интерьеров — достаточно заглянуть в
дорогой магазин мебели или домашней утвари.
Причина здесь и в общемировой тенденции к
постмодернизму, отрицающему сухость и
однозначность форм, порожденных эстетикой
модернизма XX века.
Однако в мировой художественной культуре
продолжается непрерывный процесс поиска новых
концепций и приемов (в отличие от
потребительского рынка, где зачастую проще
продвинуть банальный и «солидный» образец, а не
балансировать на грани неизведанного), на
который решаются только истинные аристократы,
доверяющие своему вкусу и ощущению
фундаментальной культуры.
Световое оборудование LEOLA как произведение
промышленного дизайна относится к наиболее
творческой ветви современного прикладного
искусства — это зримая лаборатория абстрактных
форм, в которой авторы с рассудочностью и
педантизмом алхимика исследуют само явление под
названием «электрический светильник». Из чего он
состоит? Как светящаяся точка оказывается в
пространстве? Что направляет и отражает световой
луч? Как сочетаются несущая структура
светильника и электроподводящие элементы?
Изысканность и творческая полнота, с которой
дизайнеры фирмы LEOLA Б. Байсе (В. Beisse) и В.
Гайсшлегер (W. Geischlager) отвечают на эти
«фундаментальные вопросы», очевидна.
Струны и дуги, протянувшиеся во всех
направлениях, рассекающие пространство,
струящиеся под потолком, устремляющиеся отвесом
или спиралью в лестничный пролет, и рассыпанные
по ним звездочки ламп — не это ли предельно
лаконичное образное выражение стремительного
бега и сияния электричества?
Чистые геометрические формы
абажуров-рассеивателей из цветного и лунного
стекла, хромированные параллелограммы
щитков-отражателей, каплевидные и конические
формы венчиков ламп — это целая галерея
архетипов, своего рода азбука исходных форм
светового оборудования. Эти исходные элементы,
подобно иероглифам на японской гравюре, то
сгущаются в замысловатых надписях-композициях,
то появляются поодиночке в своей первозданной
простоте, как самодостаточные элементы.
Глубина и тщательность дизайнерской работы,
задача которой - создание целостного
произведения искусства и, в то же время,
практичной вещи,— поражает воображение. В ход
идут даже чисто технические детали: винты
крепежа, электромонтажные зажимы, простейшие
стержни и дуги, поворачивающие и фиксирующие,
направляющие и растягивающие всю композицию.
Излишне напоминать о том, что все серии изделий
(«системы», как они названы в каталогах фирмы)
предусматривают использование строго
определенного набора цветов и фактур отделки,
соответствующих концепции и стилю каждой из
серий.
Но заметить только это — значит не увидеть
главного. Вся эта геометрия и техника, стекло и
хром одухотворены прикосновением того
единственно возможного, с редкой точностью
найденного творческого произвола, который
отличает работу художника от точности и сухости
компьютера.
Трепетный изгиб несущих стержней — и перед нами
то ли иллюзорное, диковинное растение, то ли след
кометы. Крошечная цветная деталь, изящный,
необъяснимый дополнительный элемент превращают
лампу в цветок или птицу, а может, в загадочный
осколок архаической культуры. Над прямой
изобразительностью авторы-дизайнеры даже
потешаются — это порождает серию lichtrriannchen
(световых человечков) с головой-лампочкой,
исполненных, однако, того же лаконизма и силы, что
и остальные вещи.
В этом соединении классического,
фундаментального начала (выраженного в
благородстве пропорций, простоте очертаний,
естественности фактуры материалов) и авангарда,
воплощенного в контрасте линейных и объемных,
«телесных» форм, превращении утилитарного в
декоративное и наоборот, нарочитом обострении
пропорций, препарировании структуры объекта —
несущее и несомое, прозрачное и глухое,— состоит
концептуальное, философское и художественное
достоинство дизайна светильников LEOLA. Это и
определяет то побуждающее творческое
воздействие изделий фирмы LEOLA, когда деталь может
предвосхитить стилистику целого, светильник —
задать прием решения всего интерьера.
П. И. Лошаков, кандидат архитектуры
Слайды данной публикации предоставлены студий
«Бултхауп Санкт-Петербург архитектура кухни» —
эксклюзивным представителем фирмы Leola Leuihten в
Санкт-Петербурге.
|