logo.jpg (3711 bytes)

istok.jpg (16320 bytes)


iss7.jpg (21678 bytes)Немецкая фирма LEOLA относится к той особой категории изготовителей обыденных, утилитарных вещей, которые берут на себя миссию создания «первичных» идей, придания индивидуальности и аристократичности каждому новому образцу. Индивидуальность — свойство достаточно определенное для любого направления настоящего искусства. Актуальность и неповторимость приема, создание нового на основе ранее сделанных находок — то, что зовется «творческим почерком» мастера — все это в полной мере присуще всем изделиям фирмы, обеспечивая их несомненную индивидуальность.
iss6.jpg (40077 bytes) То, что касается аристократичности, несомненно требует пояснений. Дело в том, что понятие аристократичности применительно к предметам быта и деталям жизни стало невольно ассоциироваться для многих из нас с некоторой антикварностью, стилистикой прошедших эпох. Ничего удивительного в этом нет, если учесть, что и сами аристократы числились в нашей стране на протяжении многих десятилетий людьми «из бывших», носителями давно ушедших вкусов, понятий, эстетики. Отсюда у людей, которые имеют желание и возможности заново обустроить свое жилище и быт, возникает неодолимое пристрастие к историзму, стилизаторству как наиболее авторитетным, престижным формам. Это видно и во внешних формах новых коттеджей в пригородах, и в деталях интерьеров — достаточно заглянуть в дорогой магазин мебели или домашней утвари. Причина здесь и в общемировой тенденции к постмодернизму, отрицающему сухость и однозначность форм, порожденных эстетикой модернизма XX века.
Однако в мировой художественной культуре продолжается непрерывный процесс поиска новых концепций и приемов (в отличие от потребительского рынка, где зачастую проще продвинуть банальный и «солидный» образец, а не балансировать на грани неизведанного), на который решаются только истинные аристократы, доверяющие своему вкусу и ощущению фундаментальной культуры.
iss5.jpg (33403 bytes) Световое оборудование LEOLA как произведение промышленного дизайна относится к наиболее творческой ветви современного прикладного искусства — это зримая лаборатория абстрактных форм, в которой авторы с рассудочностью и педантизмом алхимика исследуют само явление под названием «электрический светильник». Из чего он состоит? Как светящаяся точка оказывается в пространстве? Что направляет и отражает световой луч? Как сочетаются несущая структура светильника и электроподводящие элементы? Изысканность и творческая полнота, с которой дизайнеры фирмы LEOLA Б. Байсе (В. Beisse) и В. Гайсшлегер (W. Geischlager) отвечают на эти «фундаментальные вопросы», очевидна.
Струны и дуги, протянувшиеся во всех направлениях, рассекающие пространство, струящиеся под потолком, устремляющиеся отвесом или спиралью в лестничный пролет, и рассыпанные по ним звездочки ламп — не это ли предельно лаконичное образное выражение стремительного бега и сияния электричества?
iss4.jpg (29851 bytes) Чистые геометрические формы абажуров-рассеивателей из цветного и лунного стекла, хромированные параллелограммы щитков-отражателей, каплевидные и конические формы венчиков ламп — это целая галерея архетипов, своего рода азбука исходных форм светового оборудования. Эти исходные элементы, подобно иероглифам на японской гравюре, то сгущаются в замысловатых надписях-композициях, то появляются поодиночке в своей первозданной простоте, как самодостаточные элементы.
Глубина и тщательность дизайнерской работы, задача которой - создание целостного произведения искусства и, в то же время, практичной вещи,— поражает воображение. В ход идут даже чисто технические детали: винты крепежа, электромонтажные зажимы, простейшие стержни и дуги, поворачивающие и фиксирующие, направляющие и растягивающие всю композицию. Излишне напоминать о том, что все серии изделий («системы», как они названы в каталогах фирмы) предусматривают использование строго определенного набора цветов и фактур отделки, соответствующих концепции и стилю каждой из серий.
Но заметить только это — значит не увидеть главного. Вся эта геометрия и техника, стекло и хром одухотворены прикосновением того единственно возможного, с редкой точностью найденного творческого произвола, который отличает работу художника от точности и сухости компьютера.
iss3.jpg (43017 bytes) Трепетный изгиб несущих стержней — и перед нами то ли иллюзорное, диковинное растение, то ли след кометы. Крошечная цветная деталь, изящный, необъяснимый дополнительный элемент превращают лампу в цветок или птицу, а может, в загадочный осколок архаической культуры. Над прямой изобразительностью авторы-дизайнеры даже потешаются — это порождает серию lichtrriannchen (световых человечков) с головой-лампочкой, исполненных, однако, того же лаконизма и силы, что и остальные вещи.
В этом соединении классического, фундаментального начала (выраженного в благородстве пропорций, простоте очертаний, естественности фактуры материалов) и авангарда, воплощенного в контрасте линейных и объемных, «телесных» форм, превращении утилитарного в декоративное и наоборот, нарочитом обострении пропорций, препарировании структуры объекта — несущее и несомое, прозрачное и глухое,— состоит концептуальное, философское и художественное достоинство дизайна светильников LEOLA. Это и определяет то побуждающее творческое воздействие изделий фирмы LEOLA, когда деталь может предвосхитить стилистику целого, светильник — задать прием решения всего интерьера.


П. И. Лошаков, кандидат архитектуры
Слайды данной публикации предоставлены студий «Бултхауп Санкт-Петербург архитектура кухни» — эксклюзивным представителем фирмы Leola Leuihten в Санкт-Петербурге.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>