Николай Артюшин,
представитель торговой марки «SADOLIN»
(«Akzo Nobel»)


НА ПУТИ К НАСТОЯЩЕЙ РЕСТАВРАЦИИ


Когда заходит речь о «технологии реставрации фасадов», в глазах слушателей редко увидишь уважительное понимание. Для большинства непосвященных работа эта кажется простой: почистить фасад здания, заделать трещины и покрасить поверхность краской. Их наивность была бы не столь прискорбна, но беда в том, что именно такие «непосвященные» ринулись в ряды реставраторов фасадов в ходе авральной подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга. В результате чего тонкая грань между понятиями ремонт и реставрация оказалась бездумно затоптана толпами неквалифицированных «специалистов».
Немаловажной составляющей системы реставрации фасада является ее технологическая программа, которая включает используемые в ней материалы и базируется на доскональном обследовании состояния фасада, с выявлением имеющихся разрушений и вызвавших их причин, определением исторически достоверных материалов и конструкций, исследованием всех предыдущих ремонтов. Разработка технологической программы включает в себя обоснованный подбор целостной системы реставрационных материалов и методов их применения. При этом следует решать не только защитные и декоративные задачи – важно обеспечивать, подчеркиваю, историческую достоверность материалов и предусмотреть наименьшую степень вмешательства в реставрируемый объект.
К сожалению, на практике реставрация очень часто оказывается похожа на подлинную лишь названием. Есть немало печальных примеров, когда памятники архитектуры превращаются в копии самих себя. С легкостью сносятся исторические штукатурные слои, произвольно заменяются исконные материалы на новые, «прогрессивные», фасады окрашиваются пригодным лишь для бетонных поверхностей «плиолитом» или ему подобной синтетикой. Так программируется медленное, но глубокое разрушение фасада, результатам которого ужаснутся наши потомки. Безобразия эти происходят отнюдь не по причине всеобщей некомпетентности в вопросах решения таких задач. В Санкт-Петербурге есть высококлассные технологи-реставраторы, однако нередко остальные участники реставрационного процесса, начиная с заказчиков, находят возможным обойтись без их услуг. Такая позиция, конечно же, не является результатом злого умысла или некомпетентности. Просто необходимо учитывать все объективные факторы, а один из них – профессионализм исполнителей. Иметь дело с настоящими реставрационными материалами весьма непросто: требуются как специальная подготовка, так и очень строго регламентированные приемы работы. С другой стороны, объемы требуемых сегодня реставрационных работ значительно превышают общую потенциальную мощность квалифицированного персонала.

В дополнение к этому у нас пока еще отсутствуют нормативы, всесторонне регламентирующие реставрацию. Например, в Италии федеральный закон предписывает производить реставрацию исключительно минеральными составами. В Германии исторические объекты защищены нормами WTA. В нашем отечестве требования, предъявляемые к системам реставрации, – вопрос вкусовой, все зависит только от профессионализма и честности конкретных людей, а в еще большей мере – опять-таки от квалификации рабочих кадров. В результате на объектах часто применяют реставрационно непригодные технологические программы.
К тому же некоторые достаточно крупные и широко известные фирмы сегодня стали поставлять на наш рынок, например, силикатные окрасочные материалы, не отвечающие реставрационным требованиям. В них присутствуют акрилаты сверх допустимых по Европейским нормам 5% (по данным анализа – более 10% бутилакрилата со стиролом). Кроме того, часть используемых в красках пигментов – органические (непригодные для фасадных работ). Оба этих факта вскрыты по исследованиям (проведенным пока неофициально в ФГУП РНЦ «Прикладная химия») образцов красок производства известной фирмы, отобранных с нескольких федеральных объектов реставрации. Свойства материалов из-за указанных отклонений от требований изменились: цена понизилась, работа с ними перестала требовать специальных навыков, а получение желаемого цвета, не ограниченное минеральными пигментами, упростилось. Но изменились и столь важные для жизни фасада свойства: паропроницаемость упала, светостойкость снизилась, материалы перестали быть силикатными, то есть минеральными. На одном из памятников архитектуры, уже окрашенном такой «силикатной» системой, выход солей спровоцировал отрыв от поверхности красочной пленки, которой у настоящих силикатов просто не может быть. Беда заключается в том, что для ряда коммерсантов, работающих в области реставрации, «деньги не пахнут» и качество результатов их деятельности для общества застраховано в лучшем случае сроками гарантии по договору.
Как видим, положение дел в сфере реставрации требует кардинальных изменений. Первоочередные задачи – масштабное серьезное переобучение кадров реставраторов всех рангов и создание нормативной базы, регламентирующей весь процесс реставрации, включая то, какие технологические программы и материалы допустимо применять, а какие – нет. И нельзя надеяться лишь на те немногие добросовестные фирмы, которые вынуждены соперничать на рынке с фирмами-шулерами. Подлинным реставрационным материалам сегодня тяжело конкурировать с подделками.
В 2002 г. концерн «Akzo Nobel» выступил одним из спонсоров в эпопее подготовки города к 300-летнему юбилею, безвозмездно поставив материалы для реставрации фасадов Западного Невского павильона Главного Адмиралтейства. Методика технологии реставрации была разработана совместно с итальянскими специалистами и базировалась на материалах «SADOLIN» итальянского производства. Эта акция показала качество настоящих силикатных реставрационных материалов. Помимо надежности, они обладают

и великолепными декоративными свойствами. Слегка фактурная поверхность делает стену «живой», и памятник не выглядит свежеокрашенной бумажной игрушкой. Несомненно, важную роль сыграло и выполнение работы высококвалифицированными специалистами фирм «КАСТ», «Горюнов и Горюнов», «Краски Города».

Сегодня специалисты «SADOLIN» готовят программу переподготовки реставрационных кадров. Специалисты фирм «KEIM» и «REMMERS» поддержали эту инициативу и выразили согласие объединить усилия, ибо совместная борьба за качество реставрации важнее конкуренции. Идейное сообщество поставщиков обратилось за содействием в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, где сразу нашло понимание и увидело готовность к активному участию в будущей программе. Хочется надеяться, что начинание найдет отклик и в кабинетах власти.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>