Дмитрий Желанов

Мастера «Интарсии» воссоздают былую роскошь Константиновского дворца


Накануне майских юбилейных торжеств город постепенно приоткрывает взорам свой обновленный парадный облик. Мощные 32-метровые Ростральные колонны уже готовы запылать семиметровыми огненными факелами в честь 300-летия Северной столицы. А рядом – архитектурный шедевр раннего классицизма – Академия Художеств, что не первый год радует петербуржцев отреставрированным фасадом. Почти сто лет не реставрируемая «Колесница Славы» на арке Главного штаба, сегодня снова победно взметнулась над городом. Остановили реставраторы развитие бронзовой болезни и у знаменитых коней П. Клодта. Неоспоримо, – город преобразился. Архитектурные шедевры обрели былое великолепие. И благодарить за это мы должны, в первую очередь, наших строителей и реставраторов. По словам председателя КГИОП Никиты Явейна сейчас в городе работают 100 частных структур реставрационного профиля. И около двадцати из них трудятся на самых ответственных объектах городского и федерального значения. Одной из таких фирм, безусловно, является крупная строительно-реставрационная компания «Интарсия» - член Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Достаточно сказать, что все вышеперечисленные памятники искусства и архитектуры были отреставрированы ее специалистами. Кроме того, «Интарсией» проведены реставрационные работы в Исаакиевском соборе, во дворце вел. кн. Николая Николаевича, и в особняке кн. Тенишевой.

Близится к завершению реставрация Нарвских Триумфальных ворот и Александровской колонны – самого почетного и ответственного заказа последних лет. Строгое соответствие требованиям Комитета ГИОП и высокое качество выполняемых работ позволяют компании лидировать в тендерах по реставрации объектов исторического центра Санкт-Петербурга. Бесспорным признанием профессионализма и высокого авторитета фирмы стало ее принятие в Европейский союз реставраторов 4 июля 1999 г. на заседании Генеральной Ассамблеи в Женеве. А генеральный директор ООО «Интарсия» Виктор Смирнов удостоился памятной медали Президента России за отличное качество работ по реставрации 1-го корпуса Кремля. Не исключено, что именно это помогло стать компании генеральным субподрядчиком реставрационно-восстановительных работ в Константиновском дворце, заказчиком которых выступило Управление делами Президента. В конце 2001 г. был завершен этап предпроектных работ и подготовлено технико-экономическое обоснование восстановления Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля. Для представления масштабов уже проведенных здесь реставрационных и инженерных работ нелишне напомнить о некоторых исторических фактах.

Это был великолепный, грандиозный петровский замысел, одна из самых значимых его идей сооружения дворцов в Петербурге. Большой парадный дворец, изначально предназначенный для официальных приемов, заложили в первой четверти ХVIII в. арх. Ж.Б. Леблон и Н. Микетти. Весь дворцовый комплекс с парками, фонтанами, гротами и садами символизировал морское могущество России (основу Нижнего парка составляли три канала, проложенные в виде трезубца к морю). Однако планам устройства в Стрельне парадной резиденции не суждено было сбыться. Внимание увлекающегося царя переключилось на Петергоф. А средств на строительство двух резиденций у казны явно не хватало. Законсервированный после смерти Петра Стрельнинский дворец возрождается при его дочери – императрице Елизавете. Великий Ф.Б. Растрелли вносит дополнения в объемно-планировочную структуру и художественное убранство дворца.

Название Константиновский дворец получает при Павле I. В 1797 г. он дарит усадьбу своему сыну – вел. кн. Константину Павловичу. И снова реконструкция, теперь по проекту арх. Ф. Вильстера и А. Воронихина. Именно в этот период растреллиевская барочная отделка была практически уничтожена, а новую выполнили в духе классицизма. После смерти великого князя (1831 г.) дворец перешел к сыну Николая I – Константину Николаевичу. В 1848 г. началась последняя дореволюционная перестройка дворцово-паркового ансамбля. Знаменитые архитекторы Х. Мейер и А. Штакеншнейдер существенно изменили декоративное оформление залов и других помещений, превратив излишне помпезный дворец в летнюю резиденцию князя. Казалось, дворец обрел, наконец-то, завершенный вид. Но грянул 1917 г. Дворец национализировали. Часть художественных произведений, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства была расхищена, часть была передана в музеи Петрограда. Известно, что к 1941 г. во дворце не осталось ни одного подлинного предмета убранства. В период Второй мировой войны дворцу был нанесен невосполнимый ущерб. Здание было изуродовано при обстрелах, а при пожаре полностью выгорели межэтажные перекрытия. В подвалах здания местами обрушились своды, от здания фактически остался лишь каменный остов. В 1950-х гг. весь дворцово-парковый ансамбль был передан на баланс

Морфлота под восстановление и размещение в нем Ленинградского Арктического училища. Но работы эти провели без учета архитектурной ценности памятника, и он почти полностью утратил историческую планировку. В 1991 г. училище закрыли, и перелом в драматичной судьбе дворца наступил лишь через 10 лет. Представители интеллигенции Санкт-Петербурга обратились к Президенту РФ В. Путину с просьбой принять меры к возрождению памятника. В октябре 2001 г. президентская администрация принимает на баланс Константиновский дворец. Чуть позже он получает статус «Государственного Дворца конгрессов». Координирующим органом в этом грандиозном проекте становится Международный благотворительный фонд «Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне».
С чем же, в первую очередь, пришлось столкнуться реставраторам, когда они впервые вошли в исторические интерьеры? Рассказывает заместитель генерального директора по реставрации компании «Интарсия» Евгений Глебов: «По первым впечатлениям казалось, что здание находится в предаварийном состоянии. Но при детальном изучении характера повреждений, диагноз поменялся в корне. Не начни мы выполнять усиление несущих конструкций, здание вскоре рассыпалось бы как карточный домик из-за частичного обрушения наружной подпорной стены террасы, расположенной перед дворцом». Со стороны заказчика ту же ситуацию комментирует директор «Дирекции по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе» Иван Малюшин (это его первое (!) официальное общение с представителем прессы): «Здание оказалось архисложным. В свое время оно было безобразно

восстановлено. Еще несколько месяцев промедления и мы могли потерять его безвозвратно. Как оказалось, многие стены даже не были связаны между собой. Кирпич рассыпался прямо на глазах». Далее комментарии И. Малюшина коснулись общего хода восстановительных работ: «Все работы на объекте были разбиты на несколько зон. В восточной зоне – Консульская деревня (20 коттеджей для проживания VIP-персон – прим. авт.), гостиница, инженерно-хозяйственный и конюшенный корпуса. В западной - яхт-клуб, с прилегающей акваторией, вертодром, каналы и мосты. За все работы в дворцовых интерьерах, помимо генерального подрядчика («Шестнадцатый трест и партнеры» – прим. авт.), отвечает фирма «Интарсия». Это касается воссоздания лепного декора и живописи, позолоты фрагментов интерьера, укладки паркета и мрамора, восстановления каминов и реставрации фасадов. Часть помещений воссоздается по иконографии, часть – по авторским работам арх. А. Штакеншнейдера. Мастерами «Интарсии» выполнены также кровельные работы и изготовлено два герба. Практически полностью восстановлена квартира вел. кн. Константина Романова (известного поэта, имевшего псевдоним К.Р. – прим. авт.). Конечно, без огрехов не обходится. Вопросы и претензии у нас есть практически ко всем подрядчикам. Но надо учитывать и масштаб проводимых работ. Таких крупных проектов в России не было уже очень давно. И, судя по результатам проверок Госстроя и Министерства культуры, Константиновский дворец по многим позициям опережает другие юбилейные объекты».
До окончания реставрационных работ остались считанные дни. Надо сказать, что специалисты этой известной в России строительно-реставрационной компании «Интарсия» сумели за короткий срок выполнить колоссальный объем работ, и нет сомнения, что их вклад в дело возрождения Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля будет оценен по достоинству.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>