Борис Ермаков

Мосты Петербурга обрели музей



И. М. Алексеенко

В. И. Кудряшов

Северную Венецию невозможно представить без мостов, связавших берега Невы и бесчисленные острова в единое целое и ставших одним из символов Петербурга. Парадоксально, что наш город, занимающий одно из первых мест в мире по количеству мостов, не имел до недавнего времени своего музея мостов. Но не все знают, что он все-таки существует.
По дошедшим до нас первоисточникам впервые о создании подобного музея было сказано в «Положении» одного из старейших в России учебных заведений – Института инженеров путей сообщения (основан в 1809 г.), в документе отмечалось: «В особой зале хранимы будут модели важных в России и других землях сооружений, существующие или только предназначенные...». Первые экспонаты, положившие начало созданию музея, поступили в «Особую залу» уже в 1813 г.
Сегодня интереснейший Центральный музей железнодорожного транспорта (ЦМЖТ) занимает очень скромное по размерам помещение и, конечно, не может представить в полной мере свою богатейшую коллекцию, собранную без малого за две




 


сотни лет. А мостостроение вообще и Петербурга, в частности, практически не отражено в его экспозициях.
Поэтому мечта многих представителей одной из самых уважаемых профессий в нашем городе – иметь свой музей. Идея сама по себе не нова, но воплотить ее в жизнь удалось пока только «Мостоотряду-19», другого такого музея в России нет.
Генеральный директор «Мостоотряда-19» В.И. Кудряшов:
– Действительно, идея эта вызревала давно. Но от замысла до воплощения его в жизнь порой проходят многие годы и даже столетия, как это было, например, с мечтой человека научиться летать... Создавать экспозицию начал мой предшественник, прекрасный руководитель и замечательный человек – Иван Михайлович Алексеенко. Мы знали, что музей железнодорожного транспорта не в состоянии показать все модели и макеты сооружений, хранящиеся в его запасниках. Был составлен договор, по которому «Мостоотряд-19» предоставил для музея помещения общей площадью 450 м2, а ЦМЖТ передал нам из своего фонда экспонаты – в филиал музея «Отечественное мостостроение» (Красное Село). Кроме того, какие-то модели были сделаны нами, например, строящегося сейчас вантового моста с пролетом 382 м. Из подарков, пожалуй, выделяется интереснейший макет или модель наплавного моста екатерининских времен через Неву – от Мостотреста.

Последние экспонаты поступили в 1990 г. Многие из них нуждались в ремонте, реставрации. Все это потребовало значительных затрат. Некоторым моделям более двухсот лет, а возраст большей части коллекции ЦМЖТ составляет около 180 лет. Сейчас у нас выставлено уже 68 моделей, а вместе с изобразительной настенной информацией в музее задействованы 452 экспоната.
Непосредственно Петербургу отведено два зала, хотя и в других имеются экспозиции, посвященные этой теме. Модели и макеты мостов уникальны, тем более что одинаковых мостов не бывает – все они неповторимы, красивы и надежно служат людям. Пытливый, творческий человек, даже не имеющий никакого отношения к строительству, вряд ли останется равнодушным и не отдаст должное создателям этих сооружений.
Говорят, без прошлого нет будущего. За более чем 60-летнюю историю наш коллектив построил большое количество железнодорожных и автомобильных мостов, путепроводов и эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей. Опыт, накопленный коллективом, позволяет быть уверенным, что «Мостоотряду-19» любые задачи по плечу. В преддверии 300-летия Петербурга нами построены Ушаковская и Автовская развязки, и продолжаем возводить уникальный вантовый мост через р. Неву в районе Рыбацкого...

Директор ЦМЖТ Закревская Галина Петровна:

– Создание музея такого профиля дело очень непростое, требующее больших затрат, знаний и кропотливого труда многих людей. Подготовка экспонатов и демонстрация – это длительный творческий процесс. И мы – работники ЦМЖТ – прекрасно понимаем, что при наших скромных возможностях ничего не смогли бы сделать без участия работников «Мостоотряда-19» и, прежде всего, – его руководителей И.М. Алексеенко, положившего начало нашему сотрудничеству, и особенно нынешнего ген. директора В.И. Кудряшова, воплотившего задуманное. Огромное им спасибо от меня лично и наших сотрудников. А кто побывает в музее мостов – без сомнения будет очарован.

Редакция журнала благодарит работников ЦМЖТ Г.П. Закревскую и Н.Е. Косову, сотрудников «Мостоотряда-19» Р.Г. Бокова, Г.А. Аношкина за помощь в подготовке материалов. Фотографии предоставил И.Н. Каплан.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>