Борис Ермаков
Мосты Петербурга обрели музей
И. М. Алексеенко
|
В. И. Кудряшов
|
Северную Венецию невозможно представить без мостов,
связавших берега Невы и бесчисленные острова в единое целое и ставших
одним из символов Петербурга. Парадоксально, что наш город, занимающий
одно из первых мест в мире по количеству мостов, не имел до недавнего
времени своего музея мостов. Но не все знают, что он все-таки существует.
По дошедшим до нас первоисточникам впервые о создании подобного музея
было сказано в «Положении» одного из старейших в России учебных заведений
– Института инженеров путей сообщения (основан в 1809 г.), в документе
отмечалось: «В особой зале хранимы будут модели важных в России и других
землях сооружений, существующие или только предназначенные...». Первые
экспонаты, положившие начало созданию музея, поступили в «Особую залу»
уже в 1813 г.
Сегодня интереснейший Центральный музей железнодорожного транспорта
(ЦМЖТ) занимает очень скромное по размерам помещение и, конечно, не
может представить в полной мере свою богатейшую коллекцию, собранную
без малого за две
сотни лет. А мостостроение вообще и Петербурга, в частности,
практически не отражено в его экспозициях.
Поэтому мечта многих представителей одной из самых уважаемых профессий
в нашем городе – иметь свой музей. Идея сама по себе не нова, но воплотить
ее в жизнь удалось пока только «Мостоотряду-19», другого такого музея
в России нет.
Генеральный директор «Мостоотряда-19» В.И. Кудряшов:
– Действительно, идея эта вызревала давно. Но от замысла до воплощения
его в жизнь порой проходят многие годы и даже столетия, как это было,
например, с мечтой человека научиться летать... Создавать экспозицию
начал мой предшественник, прекрасный руководитель и замечательный человек
– Иван Михайлович Алексеенко. Мы знали, что музей железнодорожного транспорта
не в состоянии показать все модели и макеты сооружений, хранящиеся в
его запасниках. Был составлен договор, по которому «Мостоотряд-19» предоставил
для музея помещения общей площадью 450 м2, а ЦМЖТ передал нам из своего
фонда экспонаты – в филиал музея «Отечественное мостостроение» (Красное
Село). Кроме того, какие-то модели были сделаны нами, например, строящегося
сейчас вантового моста с пролетом 382 м. Из подарков, пожалуй, выделяется
интереснейший макет или модель наплавного моста екатерининских времен
через Неву – от Мостотреста.
Последние экспонаты поступили в 1990 г. Многие из них
нуждались в ремонте, реставрации. Все это потребовало значительных затрат.
Некоторым моделям более двухсот лет, а возраст большей части коллекции
ЦМЖТ составляет около 180 лет. Сейчас у нас выставлено уже 68 моделей,
а вместе с изобразительной настенной информацией в музее задействованы
452 экспоната.
Непосредственно Петербургу отведено два зала, хотя и в других имеются
экспозиции, посвященные этой теме. Модели и макеты мостов уникальны,
тем более что одинаковых мостов не бывает – все они неповторимы, красивы
и надежно служат людям. Пытливый, творческий человек, даже не имеющий
никакого отношения к строительству, вряд ли останется равнодушным и
не отдаст должное создателям этих сооружений.
Говорят, без прошлого нет будущего. За более чем 60-летнюю историю наш
коллектив построил большое количество железнодорожных и автомобильных
мостов, путепроводов и эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей.
Опыт, накопленный коллективом, позволяет быть уверенным, что «Мостоотряду-19»
любые задачи по плечу. В преддверии 300-летия Петербурга нами построены
Ушаковская и Автовская развязки, и продолжаем возводить уникальный вантовый
мост через р. Неву в районе Рыбацкого...
Директор ЦМЖТ Закревская Галина Петровна:
– Создание музея такого профиля дело очень непростое, требующее больших
затрат, знаний и кропотливого труда многих людей. Подготовка экспонатов
и демонстрация – это длительный творческий процесс. И мы – работники
ЦМЖТ – прекрасно понимаем, что при наших скромных возможностях ничего
не смогли бы сделать без участия работников «Мостоотряда-19» и, прежде
всего, – его руководителей И.М. Алексеенко, положившего начало нашему
сотрудничеству, и особенно нынешнего ген. директора В.И. Кудряшова,
воплотившего задуманное. Огромное им спасибо от меня лично и наших сотрудников.
А кто побывает в музее мостов – без сомнения будет очарован.
Редакция журнала благодарит работников ЦМЖТ Г.П. Закревскую и Н.Е.
Косову, сотрудников «Мостоотряда-19» Р.Г. Бокова, Г.А. Аношкина за помощь
в подготовке материалов. Фотографии предоставил И.Н. Каплан.
|