Ирина Радченко

К авторскому звучанию БАРОККО


Дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском пр. (1799 г., арх. Ф.И. Демерцов) – один из архитектурных символов исторического центра Санкт-Петербурга. Капитальная перестройка здания по проекту арх. А. И. Штакеншнейдера в конце сороковых годов XIX в. придала фасадам образ роскошного дворца в стиле позднего барокко, благодаря сочетанию гладких поверхностей, окрашенных в один из оттенков красного цвета, и обилию лепного декора приглушенных тонов, выполненного
ск. Д. Н. Иенсеном.

Реставрация здания силами ООО «Краски Города» выполнена в 2001–2002 гг. Несмотря на широкую известность, этот памятник следовало бы отнести к числу малоизученных. Скудные исторические сведения и весьма бедная иконография давали весьма приблизительное представление об авторской расколеровке фасадов. Мало того, многочисленные прежние ремонты с использованием масляных и ПВХ красок исказили первоначальное цветовое решение, усугубили процессы ослабления и деструкции материалов отделки.

Длительное отсутствие основательного реставрационного ремонта привело к ощутимым разрушениям, и самые безобидные среди них – бесчисленные отслоения и шелушения красочного слоя, а также глубокая деструкция штукатурного. Из 13 керамических ваз на крыше здания все подлежали демонтажу, а 9 – тщательной реставрации в условиях мастерской. Балконы на фасаде нуждались в восстановлении металлодекора, позолоты и гидроизоляции.
С. Х. Бегишев, генеральный директор ООО «Краски Города»:
– Дворец Белосельских-Белозерских в советское время был окрашен масляной краской, поэтому расчистка поверхности фасада и его декора от слоя покраски оказалась наиболее трудоемкой. За день одному специалисту удавалось расчистить немногим больше квадратного метра поверхности фасада, тогда как ее общая площадь составляет более 3000 м2.
Исключительно интересным и вместе с тем особо ответственным и сложным этапом работ стала реставрация атлантов, чьи терракотовые фигуры имели серьезные, в том числе и крупные, утраты. И если прежде утраченные фрагменты восполнялись цементно-гипсовыми растворами, то в процессе последней реставрации такие вставки мы заменили изготовленными на основе составов, близких к натуральной терракоте.

По мнению Т. Л. Лебедевой, главного специалиста отдела Центрального района КГИОП, в данном случае можно говорить об удачном примере реставрации, выполненной ООО «Краски Города». Все работы велись в скрупулезном соответствии с реставрационными методиками и под тщательным надзором ученых НИИ «Спецпроектреставрация» и архитекторов КГИОП.
Генеральный директор «Петербургского Культурного Центра» (дворец Белосельских-Белозерских) А. И. Магалашвили:
– Основательная реставрация фасада давно не проводилась, поэтому мы ждали этого события. Специалисты ООО «Краски города» оказались на высоте: дворец обрел первоначальный цвет, стал легче, воздушнее, заиграл так, как задумывал А. И. Штакеншнейдер.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>