Андрей Михайленко,
Роман Гулевич
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ «АНГЕЛУ»НАДО БЫТЬ НА ВЫСОТЕ
300-летие Санкт-Петербурга стало серьезным испытанием для реставраторов.
На их долю выпали беспрецедентные по масштабам, сложности и ответственности
работы по сохранению культурного наследия. Одна из них – реставрация
Собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенного великим
Д. Трезини в 1712–1733 гг. в Петропавловской крепости.
Этот шедевр раннего барокко с тонким золоченым шпилем колокольни, увенчанным
фигурой «Ангела» с крестом, давно стал одним из символов нашего города
и петровской эпохи.
Сложность работ на этом памятнике вызвана проблемами, накопившимися
за долгую и драматичную историю его жизни: собор не раз горел (1735,
1748, 1756 гг.), перестраивался (1756–1780, 1857–1858 гг.), неоднократно
и не всегда удачно реставрировался.
Как известно, колокольню собора возвели в 1721 г., а в 1724 г. на ней
появился деревянный шпиль, конструкцию которого выполнил Х. ван Болес.
Пожар 1756 г. имел катастрофические последствия: сгорели не только деревянные
конструкции купола, шпиля и крыши собора – в его стенах появились трещины*.
Через год его отремонтировали, но колокольню пришлось разобрать сверху
до окон первого яруса; восстановили ее только через 20 лет.
В 1857–1858 гг. по проекту замечательного русского ученого и инженера
Д. И. Журавского подгнившие деревянные конструкции шпиля заменили металлическими;
с новым шпилем высотой 40 м, покрытым позолоченными медными листами,
увенчанным крестом и фигурой «Ангела», парящего над городом, собор достиг
высоты 122,5 м, оставаясь и сегодня главной архитектурной доминантой
и одним из самых древних памятников города.
В годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. собор сильно пострадал
при обстрелах и бомбежках, поэтому весной 1956 г. начали первую его
серьезную реставрацию силами cпециальных научно-реставрационных мастерских
под руководством арх. И. Н. Бенуа и начальника строительного участка
С. П. Стогова.
* по некоторым данным трещины могли появиться еще раньше из-за неравномерности
осадок собора и колокольни, чьи фундаменты не связаны между собой
Реставрационные работы тогда не затрагивали конструкций флюгера «Ангел»
и шпиля собора – проводилось только его золочение. Реставрацию конструкций
шпиля проводили в 1975–1978 гг.
Следующие реставрационные работы (1991–1996 гг.) предусматривали золочение
креста, фигуры «Ангела» и части облицовки шпиля, а также ремонт поврежденного
поворотного механизма флюгера.
В 1999 г. реставрация объекта была продолжена (см. «ДиС», №№ 1, 3/2001
г.). В июле 2001 г. для работ на колокольне собора специалисты ООО «Строй-Вест»,
АОЗТ «Алума-Системс-Монолитстрой корп.» и ЗАО «Акме дек» разработали
проект устройства лесов, уникальных по сложности и не имеющих аналогов
в России. Тогда же ЗАО «Акме дек» – генеральный подрядчик по реставрации
собора – приступило к их монтажу. Казалось, что предстоящие ремонт металлического
каркаса и медной обшивки шпиля, а также восстановление ее позолоты,
ремонт внутренней металлической лестницы, ремонт трех циферблатов, доломитовой
облицовки звонницы будут исчерпывающе выполнены в утвержденные сроки.
Но еще при разработке и согласовании проекта возникли опасения: не станет
ли возведение лесов угрозой для сохранности шпиля и собора в целом?
Учитывая уникальность и сложность задачи, а также наличие трещины в
стене собора, существующей уже более 100 лет, проектные расчеты были
проверены в 2001 г. тремя независимыми организациями, тогда же начали
вести мониторинг состояния трещины.
Работы по монтажу конструкций лесов не раз прерывались на месяц, снова
и снова под контролем Комитета ГИОП и Управления Государственной вневедомственной
экспертизы (УГВЭ) проводились дополнительные расчеты, которые подтвердили,
что сама конструкция лесов не угрожает шпилю и собору в целом.
В конце 2001 г., учитывая предписание УГВЭ, а также выступления в СМИ
о «возникшей угрозе собору», ЗАО «Акме дек» заключило договор с ЗАО
«ЭРКОН» – одной из фирм, проверявших проект, – на комплексное обследование
основных несущих конструкций собора (стены и своды), включая фундаменты
и основания. Результаты проведенных обследований и расчетов показали,
что смонтированные леса не оказывают «разрушающего» воздействия на собор.
Доказано, что имеющиеся трещины обусловлены конструкцией фундаментов,
а также действием ветровых нагрузок.
В ходе возведения лесов специалисты ЗАО «Акме дек» заметили, что «Ангел»
на шпиле поворачивается с большим трудом, реагируя только на очень сильные
порывы ветра. Для выяснения характера дефектов поворотного механизма
флюгера и одновременной проверки состояния облицовки «Ангела» появилась
необходимость увеличения высоты лесов, как минимум, еще на 20 м, то
есть с ранее запланированной отметки 106,4 м до отметки 125 м.
Расчеты, выполненные главным инженером проекта доктором технических
наук, профессором В. П. Ильиным и проверенные ЗАО «Эркон», показали,
что выполнив ряд мероприятий, высоту конструкций лесов можно увеличить
до точки, на которой находится флюгер «Ангел». Казалось, что можно было
приступать к демонтажу «Ангела», однако даже когда выяснилась причина
отказа поворотного механизма (разрушение двух подшипников), решение
о демонтаже флюгера принималось со скрипом.
После демонтажа флюгера и креста, а также расчистки медной облицовки
от старой позолоты и грунтов специалисты ЗАО «Акме дек» выявили серьезные
дефекты: нанесенная 6 лет назад позолота начинает отслаиваться, расслоение
меди, трещины и дыры в обшивке флюгера и креста. Правда, специалисты,
проводившие обследование состояния позолоты, назвали несколько причин
её отслоения: или нарушение технологии золочения при реставрации в 1996
г., или применение некачественных лаков для покрытия позолоты, или вредное
воздействие сегодняшней окружающей среды. Учитывая, что предстояло не
только золотить, но и лечить «Ангела», ЗАО «Акме дек» привлекло ряд
фирм для предварительного обследования поворотных механизмов флюгера
и разработки предложений по восстановлению его работоспособности. Из
предложенных вариантов, рассмотренных с участием Заказчика – ФГУ «Северо-Западная
Дирекция Госстроя России» и КГИОП, выбор пал на решение, которое предложил
В. Г. Гиммельман, главный конструктор ФГП «Конструкторское бюро специального
машиностроения» («КБСМ»), поскольку этот вариант при минимальном вмешательстве
в существующую схему
обеспечивал длительную работоспособность поворотного механизма без
эксплуатационного обслуживания. Решением этой задачи занимались специалисты
не только «КБСМ», но и ФГУП «ЦНИИ Материалов», которые провели анализ
исторических материалов и осуществили подбор современных.
К настоящему времени проведены контрольные испытания новых поворотных
механизмов, в процессе которых было выявлено, что свинцовый противовес,
установленный в 1996 г. для уменьшения действующих на спицу нагрузок,
легче, чем нужно, на 90 кг.
Тем временем специалисты ЗАО «Акме дек» ведут подготовку медной облицовки
флюгера и креста к золочению: запаивают дыры и трещины, производят омеднение
участков пайки и трещин по разработанной и утвержденной в КГИОП методике.
Параллельно с этим проводятся испытания копий новых поворотных механизмов.
Специалисты ЗАО «Акме дек» уверены, что к 300-летию Санкт-Петербурга
удастся завершить реставрацию символа города и, благодаря усилиям всех
участников этого сложного проекта, «Ангел» вновь будет благословлять
наш город.
|