Георгий Степанов,
доктор искусствоведения

КАК МОЛОДЕЖЬ ВИДИТ МИР



Лопокныш Зоя. Музыкальный салон «Соло».Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.

Бокий Владислав. Благоустройство двора на Свердловской набережной в Санкт-Петербурге.
Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.

Лебедева Светлана.
Пивной бар «Самолет».
Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.

Тельбах Анастасия.
Кафе «Каскад».
Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.

Галанов Антон. Кафе «Причал».
Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.

Баллах Лидия. Кафе
«Роза ветров» в гостинице «Прибалтийская».
Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.


Коротаева Наталия. «Террариум».
Руководитель В.А. Ободовский. 2002 г.



Стебленко Людмила. Графический комплекс
к фестивалю комиксов.
Руководитель Д.А. Волков. 2002 г



Стебленко Людмила. Графический комплекс
к фестивалю комиксов.
Руководитель Д.А. Волков. 2002 г

Джуринская Евгения. Серия рекламных плакатов компании «Мобильный город»: «Свобода движения», «Радость общения», «Ритм поколения».
Руководитель Л.И. Тюхтяева. 2002 г.

Речь идет о творческой молодежи, о выпускниках самого молодого отделения дизайна в Санкт-Петербурге в Художественном училище имени Н. Рериха.
На своем веку мне пришлось видеть немало дипломных работ, но здесь поразило творческое видение прекрасного через современность. А для дизайнера важны, как говорится, «и быль, и сказка, и расчет».
В училище исторически сложилась стабильная художественная среда. Оформительское отделение в 1995 году было преобразовано в отделение дизайна. Его студенты владеют пластикой формы и колоритом, легко и естественно отражают это в проектах, создавая свой современный художественный мир, развивая и приумножая достоинства российской культуры.
В современной графике есть много элементов, которые являются нам как бы без спроса, как в языке появляются новые слова: росписи на стенах граффити, тату-боди-арт (татуировки на теле) и графические комиксы. Ко всем этим проявлениям сложилось негативное отношение. Однако оказывается, что все это, более понятное молодым, может быть осмыслено художественно и затем стать достоянием многих. При этом художественное новаторство авторов нас радует и обогащает.
Работа Людмилы Стебленко посвящена ежегодному фестивалю графических комиксов России. Эмблемой фестиваля автор предлагает сделать своего Кота или, может быть, Тигра, который сам себя как хочет, так и рисует. Достаточно посмотреть на плакаты автора и заглянуть в буклет «Открой меня», и многое здесь становится интригующим, понятным и привлекательным.
Для фирмы «Мобильный город», представляющей сотовую телефонную связь, дипломница Евгения Джуринская создала серию плакатов рекламного характера. Выбрав общее цветографическое решение, автор в так называемых слоганах провозгласил главные качества этого процесса: радость общения, свобода движения, ритм поколения. Сотовая связь становится необходимым атрибутом нашей жизни, и если вам сообщают свой сотовый номер (или попросту трубу), то это означает высокое доверие и, несомненно, интерес.
Образное воплощение пространственной среды – основная задача дизайнера. Это особенно ярко удалось воспроизвести в интерьерах музыкального салона «Соло» и кафе «Роза ветров» гостиницы «Прибалтийская», кафе «Каскад». Здесь авторы удачно нашли образные аналогии и выразительные членения пространства, весьма эффектно выбрано колористическое решение проектов.
Дипломная композиция «Террариум» занимает особое место, так как это тема экологии, которая становится актуальной в XXI веке. Автор предложил довольно выразительное композиционное решение. Невольно вспоминаешь как японский архитектор Кисё Курокава в градостроительных решениях городских комплексов оставляет тропы и проходы не только для животных, но даже для насекомых и змей. В дипломной работе «Кафе причал» интересен романтический ход – кафе помещается в остове корабля, что создает определенный шарм пребывания в водной стихии.
В проектах благоустройства пространства на Свердловской набережной Санкт-Петербурга поставлена задача улучшения среды. В центре двухъярусного двора – зеленый садик с крытой беседкой, стрижеными газонами и деревьями. Этот клочок живой природы среди урбанизированной среды многоэтажной застройки будет особенно дорог горожанам.
Пивной бар «Самолет». Здесь видны поиски нового образа бара для молодого поколения – динамика линий помогает ощутить ритмы воздушного пространства.
И наконец, «Кафе в русском стиле». Здесь стилистика мебели и декора значительных участков стен опирается на древнерусское декоративное искусство. Представляется, что все эти дизайнерские проекты реальны для воплощения в натуре и, вероятно, найдут свое место в современной жизни.
Однако необходимо отметить и недостатки. Увы, но в большинстве проектов страдает культура шрифта. Часто хорошая или отличная идея подписана кое-как. А ведь теперь у нас на вооружении компьютерный набор. Этим надо широко и умело пользоваться.
У нас есть блистательные разработки русской антиквы, работы замечательных художников прошлого. Наконец, нам не чужд и европейский и восточный опыт – есть чему и где учиться.
Современный дизайнер должен обязательно уметь красиво чертить и в чертежах ставить размеры. Ведь это единственный способ грамотно передать информацию строителям. Компьютер может помочь этому, но исходная культура по-прежнему остается в головах и золотых руках мастера. А если этого нет, то никакой компьютер не поможет.
Использование и изучение существующей информации совершенно необходимо, ибо именно это позволяет составить современный взгляд на мир – найти возможность его улучшить художественно, функционально и экологически.
В пояснительных записках лучших дипломов ход работы показан в цветных эскизах, часто хлестко сделанных кистью. Этим раскрывается творческий процесс и многие его грани. Думается, что этот раздел работы также необходимо включить в состав дипломной работы.
В целом же работы отделения дизайна Санкт-Петербургского художественного училища имени Н. Рериха производят впечатление творческого видения мира. Но прежде всего это умение преподавателя увидеть и поддержать в молодых авторах их творческие устремления; многое зависит и от организаторской работы руководства, создающего стабильную обстановку в училище.

 

Желаю новых успехов молодым авторам!








>> К СОДЕРЖАНИЮ >>