Игорь Лаврененко,
художник-мозаичист


АФОНСКИЕ СВЯТЫЕ
в храме
Воскресения Христова



Мозаика. Храм Спас-на-Крови. 10х15 см. 1996 г.
Автор Лаврененко

К истории реставрации и воссоздания мозаичных миниатюр
Неожиданно ярким разноцветьем открывается взору храм Воскресения Христова, когда поворачиваешь с Невского на Екатерининский канал, а по-европейски сдержанное архитектурное окружение лишь усиливает это впечатление.
Собор, освященный в 1907 году, возвели на месте смертельного ранения императора Александра II. И потому не случайно архитектор А.А. Парланд в качестве прообраза выбрал столпообразный шатровый храм, возникший в XVI веке как тип храма-памятника.
О достоинствах архитектуры собора спорили много, но очевидно одно – его мозаичное убранство поистине уникально. Нигде в мире нет такого масштаба мозаичных росписей, украшающих собор как внутри, так и снаружи, – это галерея русской религиозной живописи конца XIX века. Над созданием картонов для мозаик трудились самые знаменитые живописцы этого периода – В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.И. Харламов, Н.П. Шаховской. Но мало кто знает, что в оформлении собора использован широкий диапазон мозаичной техники: от масштабных, в духе византийских мозаик монументальных композиций, до миниатюрных икон, выполненных в ювелирной технике римской мозаики, набранной из элементов размерами не более двух квадратных миллиметров (и даже меньше!).
В советские годы храм Воскресения Христова, или Спас-на-Крови, как его называли в народе, едва не повторил судьбу московского храма Христа Спасителя, но не избежал печальной участи: как и многие другие храмы России, он подвергся разграблению. Сменяя друг друга, в уникальных интерьерах размещались в разные годы овощехранилище, морг, склад декораций, а одно время – даже камнерезная мастерская, материалами для работы которой служило драгоценное убранство памятника.
Реставрационные работы в храме начались лишь в 1979 году, когда из восьми тысяч квадратных метров украшавшей храм мозаики уже было утрачено до 20%. После многолетней реставрации собор был открыт для всеобщего обозрения 19 августа 1997 года – к 90-летию освящения, однако многое еще предстояло сделать, в том числе и по реставрации и воссозданию 12 миниатюрных мозаик центрального иконостаса.
Мозаика.
Св. Прокопий.
34х18 см. 1861 г.
Автор Линдбладт

Рукотворный минерал
Станковая живопись недолговечна. Живописный оригинал, по мнению реставраторов, живет не более трехсот лет. А над яркостью красок сверкающего стекла время не властно. Смальта – чудесный материал!
Однако изготовление мозаики из смальты – чрезвычайно трудоемкий процесс, тем более миниатюрной. Прежде чем работа будет завершена, мозаике дважды грозит «смертельная» опасность. Первая – при изготовлении материала, а вторая – в конце работы, когда мозаичный набор скрепляется клеящим составом.
Сначала о материале. Смальту можно назвать рукотворным минералом, а изготовление его – особым родом искусства. Искусство смальтоварения и собственно мозаики, пришедшее на Русь из Византии около Х века, к XVIII веку было полностью забыто. Способы производства смальты на короткое время возродил М.В. Ломоносов, создавший со своими учениками немало мозаичных работ. Однако через сто лет этому искусству российским мастерам пришлось учиться заново, теперь уже у итальянцев.
Специально для перевода в мозаику росписей Исаакиевского собора была создана мозаичная студия при Академии художеств.
Помимо монументальных мозаик, в 1861 году по распоряжению вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина в ее мозаичных мастерских были изготовлены 12 уникальных икон – работы из мелкой мозаики по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на Афонской горе и писаных монахом Панселином1.
Изготовление этих мозаик одобрил архитектор К.А. Тон, собиравшийся разместить их в убранстве ковчега дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя в Москве. Однако в 1884 году Александр III решил передать иконы строящемуся храму Воскресения Христова, где они стали частью убранства иконостаса, украсив фланкирующие столбики Царских врат2 .
Миниатюры набраны из тянутой смальты, которая в зависимости от решаемой живописной задачи имеет вид «дротиков» разной конфигурации сечения – треугольной, квадратной, овальной и т.д. Перед набором мозаики подбираются смальты необходимых
оттенков. Затем они перерабатываются в дроты. На этом этапе возникает первая «смертельная» опасность. Цвет и яркость оттенков можно потерять!
Мозаика.
Св. Димитрий.
34х18 см. 1861 г.
Автор академик Бурухин

Для переработки смальты в дроты нужно знать химический состав и условия производства шмельцов (смальты основных колеров). В XIX веке мастера накапливали палитру колеров, перерабатывая смальту вручную, причем сразу после ее варки. В процессе набора мозаики на одного мозаичиста работали от одного до трех мастеров – специалистов по вытяжке,
которые могли по необходимости сразу изготовить нужные переходные оттенки смальты или дроты требующихся сечений. В настоящее время все эти сложные операции, каждая из которых сама по себе является искусством, выполняются одним человеком.
Как реставрировались иконы
Используя опыт специалистов СНПО «Реставратор» по воссозданию монументальных мозаик в интерьерах храма, автор статьи разработал в 1996 году методику реставрации миниатюр (рассмотренную и утвержденную комиссией при участии заказчика – ГМП «Исаакиевский собор» и КГИОП). Им же были разработаны и изготовлены специальные технологические устройства, позволяющие одновременно решать задачи переработки смальты в дроты необходимой конфигурации, изготовления переходных оттенков от основных колеров смальты, отжига и нарезки дротов. Чтобы достичь гармонии тональных переходов икон, пришлось изготовить дроты более трехсот оттенков. Задачу осложняло то, что основные колеры следовало подбирать в соответствии с оригиналом, что в мозаике невозможно выполнить как в масляной живописи, то есть простым смешиванием красок.
Мозаика.
Св. Евграф.
34х18 см. 1861 г.
Автор Федоров
Реставрация миниатюр началась в 1998 году с образа св. Прокопия, имевшего минимальные утраты и загрязнения. В настоящее время, кроме этой иконы, отреставрированы и установлены на прежнее место в соборе образа святых Димитрия, Евграфа и Диомида. Три из сохранившихся мозаик имели значительные утраты набора, особенно на ликах святых. На всех мозаиках имелись различные загрязнения, в том числе наиболее сложно удаляемые – высолы на поверхности смальты между элементами набора, образовавшиеся из-за резких перепадов влажности и температуры. Процесс удаления загрязнений механическим путем был кропотливым и длительным. Затем изготавливался картон, на котором с максимальной точностью фиксировалась форма сохранившихся корешков смальты или следов от элементов набора. После этого создавался живописный эталон реставрируемой поверхности с разбивкой на модули. Сохранившиеся элементы набора извлекались и наклеивались на специально подготовленную основу – увеличенное в несколько раз изображение воссоздаваемого образа. Попутно выяснялись количество, цвет и конфигурация утраченных элементов набора, и в соответствии с этим изготавливался мозаичный материал. Сохранившиеся фрагменты вместе с вновь изготовленной смальтой устанавливались на прежнее место.
Структура набора миниатюры и монументальной мозаики существенно отличается. Набор монументальной мозаичной живописи приклеивается непосредственно к основе, при этом площадь контакта каждого элемента с ней значительно превышает площадь контакта с соседними смальтами. Миниатюрная же мозаика состоит из столбиков смальты, площадь соприкосновения которых друг с другом значительно превышает площадь поверхности мозаики. Такая мозаика в разрезе представляет собой массив толщиной от 5 до 10 мм.
В поисках утраченного
Мозаика. Св. Пантелеймон.
34х18 см. 1998 г.
Автор Лаврененко

Восемь из двенадцати миниатюрных икон необходимо воссоздать заново – это иконы святых Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Иконы св. Пантелеймона и св. Георгия уже воссозданы и заняли свое место в соборе. Над каждым из этих образов автор трудился около года, так как мозаика состоит из более 20 000 элементов. Процесс воссоздания осложнило отсутствие оригинальных иконографических материалов. Изначально, когда сотрудники ГМП «Исаакиевский собор» приступили к поискам, не были известны даже имена святых на утраченных иконах. Их список, а также документы по созданию икон были случайно найдены в архивах стекольного завода. В отчете о строительстве храма, написанном А.А. Парландом в 1907 году, значилось, что на миниатюрных иконах изображены афонские святые3 с оригиналов кисти знаменитого греческого живописца XVI века Мануила Панселина. Однако, как показали дальнейшие исследования, афонскими святые именовались лишь по географической принадлежности росписей, с которых делались картоны для мозаик.
Что же касается авторства Панселина, то даже в таком полном подборе фотографий с афонских фресок мастера, как альбом В. Георгиевского 1912 года4, образов святых из храма Воскресения не оказалось. Впрочем, на Афоне очень многое приписывается кисти Панселина5.
За основу для воссоздания восьми несохранившихся образов были взяты росписи современника Панселина Феофана из Ставроникитской Афонской обители6, поскольку именно здесь удалось обнаружить недостающие изображения в соответствии со списком.


Искусство мозаичной миниатюры будет востребовано

Мозаика.
Св. Диомид.
34х18 см. 1861 г.
Автор Линдбладт

К середине XIX века мозаика стала почти исключительно репродукционной техникой, имитирующей приемы станковой живописи. Это достигалось путем подбора тончайших переходов оттенков смальты и тщательнейшей подгонкой элементов набора. В этой области искусства были созданы настоящие шедевры, но искусство мозаики в целом переживало упадок. Миниатюрные иконы Спаса-на-Крови уникальны еще и тем, что в них сохранена специфика именно мозаичного искусства: они имеют вид монументальной мозаики, поскольку набраны на скол, то есть не отшлифованы. Благодаря бликам элементов такой мозаики изображение словно оживает. Это особенно заметно при изменении интенсивности и направления освещения. Благодаря этому можно оценить удивительные возможности смальты как превосходного изобразительного материала.
В последнее время, когда в России вос-создается много памятников храмовой архитектуры, возрастает интерес и к византийским корням нашей культуры. Есть надежда, что искусство мозаичной миниатюры будет востребовано, и его через сто лет не придется возрождать заново!
Завершить эту статью можно словами великого русского философа К.Н. Леонтьева: «...я напомню еще, что наша серебряная утварь, наши иконы, наши мозаики, создание нашего византизма, суть до сих пор почти единственное спасение нашего эстетического самолюбия на выставках, с которых пришлось бы нам без этого византизма бежать, закрывши лицо руками»7.

1 РГИА ф. 468, оп. 10, д. 1121, 1862 г., лист 2 «О мозаичных образах, переданных в АХ».
2 Там же, лист 32.
3 Отчет архитектора А.А. Парланда о строительстве Храма Воскресения Господня на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге. Издательство Товарищества Р. Голике и Вильборг, 1907.
4 Георгиевский В. «Фрески Панселина в Протате на Афоне». Издание Императорского Русского археологического общества. СПб., 1912.
5 «Письма о пресловутом живописце Панселине Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе, архимандриту Антонину». Труды Киевской духовной академии, 1867.
6 «Тhe Cretan painter Theophanis. The holy monastery of Stavronikita», Chatzidakis Manolis. Тhe Cretan Mount Athos., 1986.
7 Константин Л.К. «Византизм и славянство». М., 1993.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>