Владимир Попов,
Президент СП6 Союза архитекторов России,
народный архитектор России,
академик PAX и РААСН,
Заведующий кафедрой Архитектуры
СПб Гос. Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Санкт-Петербургская школа
академической архитектурной графики


Современные тенденции в развитии образной архитектурной формы во многом обращают нас к академическим традициям. Тем более, что, несмотря на все зигзаги истории, в Санкт-Петербургской архитектурной школе эти традиции не прерывались. Накоплен большой методический опыт, который, как представляется, может быть интересен сообществу архитекторов и дизайнеров.

Основы современного курса «Архитектурной графики» унаследованы от школы архитектурной подготовки зодчих в Императорской Академии художеств, где учились и работали выдающиеся зодчие — В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, И. Е. Старое, К. А. Тон, А. П. Брюллов, Л. Н. Бенуа. А. М. Горностаев, В. В. Суслов, Г. И, Котов, А. В. Щусев, И. А. Фомин и многие другие.

Архитектурный факультет нашего института — прямой наследник вековых академических традиций: студенты и преподаватели широко используют экспозиции и фонды Академического музея, научной библиотеки и Эрмитажа. Сама архитектурная среда Петербурга во многом способствует становлению национальных традиций архитектуры России.
Главным элементом «Архитектурной графики» всегда была и остается композиция. Точная передача изображения на листе, кок и объема в пространстве, служит важнейшим критерием в оценке работы.

В курс включены следующие задания:
1) Отмывка архитектурной детали;
2) Начертание шрифтов;
3) Построение канонических ордеров;
4) Копирование работ мастеров из фондов Академического музея;
5) Композиция памятника архитектуры в ортогональной проекции;
6) Перспективная картина памятника архитектуры;
7) Полихромия (копирование цветного изразца);
8) Отмывка памятника архитектуры в тепло-холодных колористических отношениях;
9) Копия рисунка или гравюры известного мастера;
10) Обмер сложной архитектурной формы (капитель, ваза, кронштейн и т. п.).

Надо сказать, что студенты выполняют задания с радостью и энтузиазмом, не жалея времени и сил, поскольку видят, что постоянно приобретают новые навыки и новое качество. Овладев за короткий срок графическим мастерством, они активно используют свои знания и умение в собственном творчестве.

Показывая методическую выставку студенческих работ перед каждым заданием, мы обычно говорим: «А вот некоторые из вас сделают свою работу лучше образца. Такая работа получит высшую оценку и попадет в фонд». Студенты поначалу с недоверием относятся к этим словам, но на практике так и происходит. Именно возможность сделать лучше поддерживает дух здорового соревнования как среди студентов, так и преподавателей.

Доминантой курса «Архитектурная графика» стало изучение художественных закономерностей создания полноценной архитектурной формы и ее связи с изобразительным искусством. Композиционные категории масштаба и масштабности, пропорциональности, тектоники архитектурной формы, ордерные закономерности, линейная и цветовоздушная перспектива, колорит получают здесь практическое развитие и применение.

В построении ортогональных проекций и перспективы «Архитектурная графика» опирается на законы начертательной геометрии, а также на теорию теней. На 1 курсе читаются также лекции по «Основам архитектурной композиции» (учебник А. В. Иконникова и Г. П. Степанова). Таким образом, всю изобразительную часть курса подкрепляют основные композиционные категории архитектуры: организация пространства, тектоника архитектурной формы, масштабность, пропорциональность, ордерные построения, монументальность и декоративность архитектурных форм — проблемы стиля и моды. Затем на 2 курсе читаются лекции «Композиционные закономерности синтеза искусств».
Уместен вопрос — а что же происходит с академической «Архитектурной графикой» в наши дни — время бурного развития компьютерных технологий? Может быть, все за нас будет делать компьютер? Отвечая на этот вопрос, проф. Г. П. Степанов справедливо отмечает: «Современные компьютерные программы — векторные и растровые графические редакторы — снабжены огромным арсеналом инструментов создания и обработки монохромных и многоцветных изображений и художественных композиций виртуального мира.
Программы трехмерного моделирования позволяют создавать каркасные, твердотельные и текстурированные модели скульптурных, архитектурных, градостроительных и ландшафтных произведений. Мощные персональные компьютеры способны выполнять визуализацию и анимацию в реальном времени. Впервые в истории архитектор может применить сразу все три метода проектирования: натурный, макетный и графический, и включить четвертое измерение — время, создавая анимационные видеоклипы.
Чем же нужно обладать, чтобы, пользуясь компьютерной технологией, быстро и безошибочно вести широкий фронт творческой работы? Прежде всего, нужны творческая интуиция, чувство пропорций, масштаба, колорита, их-то и воспитывает постоянное занятие рисунком и живописью, а также освоение уникального курса «Архитектурной графики», который сложился еще в Императорской Академии художеств и совершенствуется по сей день».

В последнее время от аскетичной ограниченности мы пришли к огромному выбору строительных и отделочных материалов, множество готовых окон, дверей и других элементов рождает ложные представления, будто имея деньги, можно все купить и сделать архитектуру самому. Что из этого получается — легко увидеть вокруг. Однако хороший вкус и профессионализм не вдруг появляются — все это зарабатывается трудом, а затем и творчеством. И базу для этого создает курс «Архитектурной графики». Кое-кто считает, что он ведет к архаизму (для недалеких такая возможность есть), однако от смешного до великого — один шаг, но чтобы его совершить, нужны широкие знания и талант художника. Мы не отвергаем компьютерных технологий — весь вопрос в том, как творчески применять их на практике.
Принимая в марте 2001 г. известного японского архитектора Кисе Куракаву, мы ознакомились с его философией метаболизма и «симбиоза» — широкого плюрализма истории и современности, с его книгой «От века машин к веку жизни». Многие из его идей могут быть нами безусловно приняты. Однако современность в его творчестве служит доминантой, а история остается контекстом.
За последнее десятилетие уровень работ по курсу «Архитектурная графика» заметно вырос, например, в отмывке архитектурной детали, полихромии, в работах по перспективе и композиции памятника архитектуры — результаты превосходят качество традиционных работ времен Императорской Академии. Появились новые задания: «Отмывка памятника архитектуры в тепло-холодных колористических отношениях», копии гравюр Пиранези, пейзажи Шишкина и
Калама — все это способствует росту графического потенциала студентов, что подтверждают наши многочисленные выставки в залах Российской Академии художеств и Союза архитекторов СПб, в РААСН, в московском Союзе архитекторов, Костроме и других городах.
Наш преподавательский коллектив объединяет незаурядных, работающих творчески художников, ученых и практиков — это профессора, доктора наук А. А. Гавричков, Г. П. Степанов, доценты С. С. Жильцов, В. Б. Шмыров. Сергей Сергеевич Жильцов завершает диссертационную работу о творчестве Г. И. Котова, Владимир Борисович Шмыров подготовил обширный курс по начертательной геометрии применительно к курсу «Архитектурной графики». Накопленный ими опыт активно используется при обучении студентов на 1 курсе Архитектурного факультета. Все это позволяет считать, что в стенах факультета архитектуры института им. И. Е. Репина сформировалась не знающая себе равных школа академической «Архитектурной графики».


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>