Владимир Попов,
Президент СП6 Союза архитекторов России, народный архитектор России, академик PAX и РААСН, Заведующий кафедрой Архитектуры СПб Гос. Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Санкт-Петербургская школа Современные
тенденции в развитии образной архитектурной формы во многом обращают
нас к академическим традициям. Тем более, что, несмотря на все зигзаги
истории, в Санкт-Петербургской архитектурной школе эти традиции не прерывались.
Накоплен большой методический опыт, который, как представляется, может
быть интересен сообществу архитекторов и дизайнеров. Основы современного курса «Архитектурной
графики» унаследованы от школы архитектурной подготовки зодчих
в Императорской Академии художеств, где учились и работали выдающиеся
зодчие — В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, И. Е. Старое,
К. А. Тон, А. П. Брюллов, Л. Н. Бенуа. А. М. Горностаев, В. В. Суслов,
Г. И, Котов, А. В. Щусев, И. А. Фомин и многие другие. Архитектурный
факультет нашего института — прямой наследник вековых академических
традиций: студенты и преподаватели
широко используют экспозиции и фонды Академического музея, научной библиотеки
и Эрмитажа. Сама архитектурная среда Петербурга во многом способствует
становлению национальных традиций архитектуры России. В курс включены следующие задания: Надо
сказать, что студенты выполняют задания с радостью и энтузиазмом, не
жалея времени и сил, поскольку видят, что постоянно приобретают новые
навыки и новое качество. Овладев за короткий срок графическим мастерством,
они активно используют свои знания и умение в собственном творчестве. Показывая методическую выставку студенческих
работ перед каждым заданием, мы обычно говорим: «А вот некоторые
из вас сделают свою работу лучше образца. Такая работа получит высшую
оценку и попадет в фонд». Студенты поначалу с недоверием относятся
к этим словам, но на практике так и происходит. Именно возможность сделать
лучше поддерживает дух здорового соревнования как среди студентов, так
и преподавателей. Доминантой курса «Архитектурная
графика» стало изучение художественных закономерностей создания
полноценной архитектурной формы и ее связи с изобразительным искусством.
Композиционные категории масштаба и масштабности, пропорциональности,
тектоники архитектурной формы, ордерные закономерности, линейная и цветовоздушная
перспектива, колорит получают здесь практическое развитие и применение. В
построении ортогональных проекций и перспективы «Архитектурная
графика» опирается на законы начертательной геометрии, а также
на теорию теней. На 1 курсе читаются также лекции по «Основам
архитектурной композиции» (учебник А. В. Иконникова и Г. П. Степанова).
Таким образом, всю изобразительную часть курса подкрепляют основные
композиционные категории архитектуры: организация пространства,
тектоника архитектурной формы, масштабность, пропорциональность, ордерные
построения, монументальность и декоративность архитектурных форм — проблемы
стиля и моды. Затем на 2 курсе читаются лекции «Композиционные
закономерности синтеза искусств». В последнее время от аскетичной ограниченности
мы пришли к огромному выбору строительных и отделочных материалов, множество
готовых окон, дверей и других элементов рождает ложные представления,
будто имея деньги, можно все купить и сделать архитектуру самому. Что
из этого получается — легко увидеть вокруг. Однако хороший вкус и профессионализм
не вдруг появляются — все это зарабатывается трудом, а затем и творчеством.
И базу для этого создает курс «Архитектурной графики». Кое-кто
считает, что он ведет к архаизму (для недалеких такая
возможность есть), однако от смешного до великого — один шаг, но чтобы
его совершить, нужны широкие знания и талант художника. Мы не отвергаем
компьютерных технологий — весь вопрос в том, как творчески применять
их на практике. |