Павел Лошаков, кандидат архитектуры
ХРАМ В КИРОВСКЕ:
новые грани трарционного образа
Храм во имя Усекновения
главы Иоанна Предтечи в г. Кировске.
Заказчик: Администрация муниципального образования «Кировский район
Ленинградской области»
Проектная организация: 000 «Экостройпроект», С.-Петербург.
Архитекторы: П. И. Лошвкиа при участии Е. В. Ивановой и Д. А. Новоселова.
Проектирование 1997-98, начало строительства 1998 г,
Генеральный подрядчик: 000 "СВОТ-СПб-ПЛЮС". С.-Петербург,
Строительство хрома - всегда явление значимое, символическое.
Образ храма отражает духовные устремления, эстетические взгляды, гражданские
чувство воздвигших его людей. Для возникшего в 30-е годы г. Кировска,
не имевшего прежде своего храма, решение о строительстве церкви во
имя Усекновения главы Иоанна Предтечи - событие особое, хотя ему способствовало
скорее стечение обстоятельств, а не заблаговременные планы. Местный
приход русской православной церкви основал свой храм, используя'неказистую
постройку, единственным достоинством которой было удачное расположение
в центре города - приметный участок у автостанции среди великолепных
берез, обращенный к высокому невскому берегу. Возможности строительства
здесь новой церкви настоятель хрома отец Алексей обсуждал со многими
людьми. И вот, в 1997 году глава администрации Кировского района А.В.Васильев,
решив начать строительство храма и получив благословение Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, обратился к предприятиям
района за поддержкой и участием в роботе. Сегодня можно смело сказать,
что вопреки неизбежным трудностям хром создается всем миром. Уже сейчас,
в процессе проектирования и возведения, он обретает свое подлинное
идейное и культурное значение для города.
В
наши дни возведение новых храмов явление не столь редкое, но мотивы
принятия их основных архитектурно-планировочных решений вызывают интерес
как профессионалов, так и широкой публики. Поэтому мне, как руководителю
авторской группы, проектирующей храм в Кировске, хотелось бы поделиться
своими взглядами на эти проблемы.
Первое - это, конечно, размещение церкви в городе. По традиции, как
одно из наиболее значимых зданий города, храм включался в ансамбль его
общественного центра, украшал . главную улицу или площадь, становясь
доминантой, ориентиром в архитектурном пейзаже. С его появлением центральная
площадь Кировска должно приобрести законченный вид, стать благоустроенной
и, в конечном итоге, повысить свой статус. Вместе с тем, это сделает
храм одинаково доступным для жителей разных частей города, а близость
автостанции позволит посещать его прихожанам из других поселений района.
Избранный участок - часть живописной зеленой прибрежной полосы. С паперти,
площадки перед входом в храм, взгляду раскрываются просторы Невы, широкий
небосвод и уходящие за горизонт леса на правом берегу. Да и со стороны
реки, с Марьинского моста и противоположного берега, высокая колокольня
и глава храма станут заметными ориентирами в панораме Кировска. Важно
и то, что здесь уже действует временная церковь, место это освященное,
предполагающее преемственное возведение здесь нового храма - в этом
проявляется издревле идущая традиция. Как же складывался внешний облик
храма, его планировка, фасады?
Прежде всего, на основе изучения символики и канонов православного храма,
опыта церковного строительства на Руси. Именно церковными канонами определяются
схема плана, ориентация на участке, состав и расположение всех существенных
для богослужения элементов - входов, алтаря, иконостаса, хоров и др.
С самого начала работ мы обратились к ассоциациям со сводчатыми покрытиями
исторических церквей, их силуэту и пропорциям - ведь облик храма должен
быть хорошо узнаваемым. Однако
все это нами трактуется в металлических несущих конструкциях, фасады
покрыты алюминиевыми панелями с порошковой окраской, выполняемой в заводских
условиях, используется тонированное солнцезащитное стекло в алюминиевых
переплетах. Все эти решения высокотехно-,. логичны, обеспечивают превосходное
качество монтажа, долговечность, устойчивость к атмосферным воздействиям
и явные эстетические достоинства. Изготовление фасадных конструкций,
оконных и дверных систем планируется с участием фирмы SCHUCO International
(Германия) и ее партнера ЗАО «ШУКО - Санкт-Петербург».
Пока идет строительство храма, и о деталях его архитектурного решения
можно судить лишь по проектным материалам, но любопытно проанализировать
- как их воспринимают люди. Рассматривая чертежи и фотографии макета
храма, наши соотечественники, как профессионалы, так и далекие от архитектуры,
чаще всего высказываются примерно так: «Это очень оригинальный, необычный
проект. Ничего подобного мы не видели». Некоторые даже
спрашивают: «А разве такие храмы бывают?». Западные же коллеги, знакомясь
с проектом, говорят прямо противоположное; «Видно, что это очень традиционное
решение. Мы знаем, что Русская Православная церковь твердо придерживается
канонов, 1 что несомненно отразилось в проекте». Такая диаметральная
противоположность суждений неудивительна. Здесь, прежде всего, сказывается
длительный период, когда новые храмы у нас не проектировались и не строились,
а преемственность в развитии композиции и образа церковного здания была
прервана, Потому-то и сложился в массовом сознании стереотип «правильного»,
«настоящего» храма -что-то непременно архаическое из прошлого-позапрошлого
века. Многие путают православную строительную традицию и богослужебные
каноны со штампами бытового восприятия. А между тем сами священнослужители
гораздо либеральнее оценивают новые проектные решения, рассматривают
их более прагматично, обсуждают удобство планировки алтаря, особенности
организации подходов к храму, высоту колокольни, решения внутреннего
освещения, других инженерных систем, возможность устройства теплого
пола и т. п.
Уже при первой презентации проекта в Кировске, узнав, что храм предлагается
возвести в новейших строительных конструкциях и материалах, Митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отметил, что именно так и следует
строить храм, так поступают во всем мире и нам пора этому учиться. Преемственность
и исторический опыт безусловно имеют огромное значение в архитектуре
храма. Но сама история зодчества учит тому, что образ храма, его форма
всегда определялась живыми, изменчивыми вкусами своей эпохи, новыми
приемами возведения и отделки - понятие канона и строительной традиции
постоянно обновлялось. Веками, строя храмы, люди воплощали самые дерзкие
художественные идеи, используя при этом технические средства их осуществления,
лежащие порой на грани возможного. Так, вдохновленный высокой идеей
и движимый верой в Бога, человек стремился создать подлинное чудо, образ
вышнего мира. Самые большие пролеты куполов и сводов, самые высокие
башни, самые непривычные и удивительные по своей отделке сооружения
- так нередко о себе заявляли храмы.
Вспомним соборы Флоренции и Кёльна, церковь в Коломенском под Москвой
или Исаакиевский собор в С.-Петербурге. Если бы единственным критерием
подлинности храма было его подобие стародавним образцам - человечество
лишилось бы этих и многих других шедевров разума и духа. С первых шагов
проекта мы опираемся на конкретные технические предложения генерального
подрядчика -000 «СВОТ-СПб-ПЛЮС», чьи производственные подразделения
расположены в Кировске. А то, что жители Кировска создают храм буквально
собственными руками, вселяет уважение и гордость.
Сегодня проектная документация для строительства храма готова, на площадке
заложены фундаменты несущих конструкций, выполнена монолитная плита
основания пола, готовы к монтажу и элементы стального каркаса. А все,
кто участвует в этой работе верят: благое дело возведения церкви во
имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в Кировске будет служить объединению
людей, станет достойным итогом их творчества и созидания, украшением
нашей земли.
|