Павел Лошаков, кандидат архитектуры


ХРАМ В КИРОВСКЕ:
новые грани трарционного образа

Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в г. Кировске.
Заказчик: Администрация муниципального образования «Кировский район Ленинградской области»
Проектная организация: 000 «Экостройпроект», С.-Петербург.
Архитекторы: П. И. Лошвкиа при участии Е. В. Ивановой и Д. А. Новоселова.
Проектирование 1997-98, начало строительства 1998 г,
Генеральный подрядчик: 000 "СВОТ-СПб-ПЛЮС". С.-Петербург,

Строительство хрома - всегда явление значимое, символическое. Образ храма отражает духовные устремления, эстетические взгляды, гражданские чувство воздвигших его людей. Для возникшего в 30-е годы г. Кировска, не имевшего прежде своего храма, решение о строительстве церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи - событие особое, хотя ему способствовало скорее стечение обстоятельств, а не заблаговременные планы. Местный приход русской православной церкви основал свой храм, используя'неказистую постройку, единственным достоинством которой было удачное расположение в центре города - приметный участок у автостанции среди великолепных берез, обращенный к высокому невскому берегу. Возможности строительства здесь новой церкви настоятель хрома отец Алексей обсуждал со многими людьми. И вот, в 1997 году глава администрации Кировского района А.В.Васильев, решив начать строительство храма и получив благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, обратился к предприятиям района за поддержкой и участием в роботе. Сегодня можно смело сказать, что вопреки неизбежным трудностям хром создается всем миром. Уже сейчас, в процессе проектирования и возведения, он обретает свое подлинное идейное и культурное значение для города.


В наши дни возведение новых храмов явление не столь редкое, но мотивы принятия их основных архитектурно-планировочных решений вызывают интерес как профессионалов, так и широкой публики. Поэтому мне, как руководителю авторской группы, проектирующей храм в Кировске, хотелось бы поделиться своими взглядами на эти проблемы.
Первое - это, конечно, размещение церкви в городе. По традиции, как одно из наиболее значимых зданий города, храм включался в ансамбль его общественного центра, украшал . главную улицу или площадь, становясь доминантой, ориентиром в архитектурном пейзаже. С его появлением центральная площадь Кировска должно приобрести законченный вид, стать благоустроенной и, в конечном итоге, повысить свой статус. Вместе с тем, это сделает храм одинаково доступным для жителей разных частей города, а близость автостанции позволит посещать его прихожанам из других поселений района.
Избранный участок - часть живописной зеленой прибрежной полосы. С паперти, площадки перед входом в храм, взгляду раскрываются просторы Невы, широкий небосвод и уходящие за горизонт леса на правом берегу. Да и со стороны реки, с Марьинского моста и противоположного берега, высокая колокольня и глава храма станут заметными ориентирами в панораме Кировска. Важно и то, что здесь уже действует временная церковь, место это освященное, предполагающее преемственное возведение здесь нового храма - в этом проявляется издревле идущая традиция. Как же складывался внешний облик храма, его планировка, фасады?
Прежде всего, на основе изучения символики и канонов православного храма, опыта церковного строительства на Руси. Именно церковными канонами определяются схема плана, ориентация на участке, состав и расположение всех существенных для богослужения элементов - входов, алтаря, иконостаса, хоров и др. С самого начала работ мы обратились к ассоциациям со сводчатыми покрытиями исторических церквей, их силуэту и пропорциям - ведь облик храма должен быть хорошо узнаваемым. Однако все это нами трактуется в металлических несущих конструкциях, фасады покрыты алюминиевыми панелями с порошковой окраской, выполняемой в заводских условиях, используется тонированное солнцезащитное стекло в алюминиевых переплетах. Все эти решения высокотехно-,. логичны, обеспечивают превосходное качество монтажа, долговечность, устойчивость к атмосферным воздействиям и явные эстетические достоинства. Изготовление фасадных конструкций, оконных и дверных систем планируется с участием фирмы SCHUCO International (Германия) и ее партнера ЗАО «ШУКО - Санкт-Петербург».
Пока идет строительство храма, и о деталях его архитектурного решения можно судить лишь по проектным материалам, но любопытно проанализировать - как их воспринимают люди. Рассматривая чертежи и фотографии макета храма, наши соотечественники, как профессионалы, так и далекие от архитектуры, чаще всего высказываются примерно так: «Это очень оригинальный, необычный проект. Ничего подобного мы не видели». Некоторые даже спрашивают: «А разве такие храмы бывают?». Западные же коллеги, знакомясь с проектом, говорят прямо противоположное; «Видно, что это очень традиционное решение. Мы знаем, что Русская Православная церковь твердо придерживается канонов, 1 что несомненно отразилось в проекте». Такая диаметральная противоположность суждений неудивительна. Здесь, прежде всего, сказывается длительный период, когда новые храмы у нас не проектировались и не строились, а преемственность в развитии композиции и образа церковного здания была прервана, Потому-то и сложился в массовом сознании стереотип «правильного», «настоящего» храма -что-то непременно архаическое из прошлого-позапрошлого века. Многие путают православную строительную традицию и богослужебные каноны со штампами бытового восприятия. А между тем сами священнослужители гораздо либеральнее оценивают новые проектные решения, рассматривают их более прагматично, обсуждают удобство планировки алтаря, особенности организации подходов к храму, высоту колокольни, решения внутреннего освещения, других инженерных систем, возможность устройства теплого пола и т. п.
Уже при первой презентации проекта в Кировске, узнав, что храм предлагается возвести в новейших строительных конструкциях и материалах, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отметил, что именно так и следует строить храм, так поступают во всем мире и нам пора этому учиться. Преемственность и исторический опыт безусловно имеют огромное значение в архитектуре храма. Но сама история зодчества учит тому, что образ храма, его форма всегда определялась живыми, изменчивыми вкусами своей эпохи, новыми приемами возведения и отделки - понятие канона и строительной традиции постоянно обновлялось. Веками, строя храмы, люди воплощали самые дерзкие художественные идеи, используя при этом технические средства их осуществления, лежащие порой на грани возможного. Так, вдохновленный высокой идеей и движимый верой в Бога, человек стремился создать подлинное чудо, образ вышнего мира. Самые большие пролеты куполов и сводов, самые высокие башни, самые непривычные и удивительные по своей отделке сооружения - так нередко о себе заявляли храмы.
Вспомним соборы Флоренции и Кёльна, церковь в Коломенском под Москвой или Исаакиевский собор в С.-Петербурге. Если бы единственным критерием подлинности храма было его подобие стародавним образцам - человечество лишилось бы этих и многих других шедевров разума и духа. С первых шагов проекта мы опираемся на конкретные технические предложения генерального подрядчика -000 «СВОТ-СПб-ПЛЮС», чьи производственные подразделения расположены в Кировске. А то, что жители Кировска создают храм буквально собственными руками, вселяет уважение и гордость.
Сегодня проектная документация для строительства храма готова, на площадке заложены фундаменты несущих конструкций, выполнена монолитная плита основания пола, готовы к монтажу и элементы стального каркаса. А все, кто участвует в этой работе верят: благое дело возведения церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в Кировске будет служить объединению людей, станет достойным итогом их творчества и созидания, украшением нашей земли.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>