Михаил Шокин,
Зам. Председателя Дорожного Комитета Ленинградской области,
Александр Солодкий, ген. директор НИПИ ТРиТИ


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
совершенствования и развития сети автомобильный дорог Ленинградской области
до 2010 г. с прогнозом на 20-летний период


На рубеже тысячелетий принято подводить итоги достигнутого и строить планы на будущее, формировать стратегию и конкретную программу дальнейшего развития. Именно этому служит Региональная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ленинградской области. Экономическая интеграция с соседними государствами и субъектами РФ, развитие системы портов и транспортных терминалов, рост объемов автомобильных перевозок, освоение природных ресурсов - все это требует совершенствования и развития автодорожной сети. Данная Программа разработана Научно-исследовательским и проектным институтом Территориального Развития и Транспортной Инфраструктуры (ранее - ЗАО «Инвестпроект») и включает в себя долгосрочный прогноз на 20-летнюю перспективу, среднесрочный план на 10 лет и план первоочередных работ на 2001-2005 г.г. Программа опирается на документы, определяющие стратегию развития автомобильных дорог и всей экономики России, программы социально-экономического развития Ленинградской области и материалы ранее выполненных работ по развитию дорожной сети региона.
Сегодня протяженность автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области достигла 10909 км, в том числе федеральных - 1 245 км (11,4%), территориальных - 9664 км (88,6 %). При этом доля дорог с усовершенствованным типом покрытия составляет 66%, а с переходным и низшим типом покрытий - 30% и 4% соответственно. В целом по области плотность автодорог общего пользования равна 127 км на 1000 кв. км территории. Этот показатель в 4 раза выше среднего по России (31 км на 1000 кв. км) и существенно ниже, чем в Европе (плотность автодорог в Германии и Дании составляет 1600-1700, в Швеции и Финляндии - 220-230, а в странах Балтии -320-330 км на 1 000 кв. км территории).
Территория области обеспечена автомобильными дорогами неравномерно: их плотность в прилегающих к Санкт-Петербургу районах достигает 217 км на 1000 кв. км, что в 2,5 раза выше, чем в периферийных районах и в 1,5 раза выше среднего показателя по области. Основу сети дорог общего пользования составляют семь федеральных автодорог. Важнейшие среди них - автодороги «Россия», «Скандинавия» и Санкт-Петербург - Псков, которые, имея обширные районы тяготения, обслуживают транспортные связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области с другими регионами России, входят в состав 9-го интермодального транспортного коридора и служат выходом для России в страны Западной и Северной Европы.
Основные территориальные дороги выполняют функции связующих звеньев между направлениями федеральных автомагистралей, обслуживая межрайонные и межобла- стные связи. За последние годы значительно расширилась сфера рационального применения автомобильного транспорта, имеющего конкурентоспособные тарифы по сравнению с железной дорогой. Автотранспорт выполняет мелкопартионные перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, значительную долю перевозок на средние (500-1000 км) и практически все перевозки на короткие (до 200 км) расстояния. На автомобильных дорогах области устойчиво растет интенсивность движения. За период с 1990 г. по 1999 г. она увеличилась на федеральных дорогах в 1,7-2 раза,а на территориальных в 1,2 -1,5 раза.
К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Ленинградской области относятся:

  • недостаточно развитые автодорожные связи между Россией и европейскими странами;
  • не все дороги общего пользования имеют усовершенствованные покрытия, необходимые для круглогодичного проезда транспорта;
  • низкое техническое состояние сети внутрихозяйственных дорог, переданных на бланке Дорожного комитета;
  • несоответствие технических параметров ряда существующих дорог сложившимся условиям движения и размерам транспортных потоков;
  • отсутствие обходов ряда крупных городов и населенных пунктов, а также кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга;
  • наличие на магистральных дорогах пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами;
  • несоответствие параметров ряда магистралей и габаритов мостовых переходов размерам транспортных потоков;
  • «недоремонт» автомобильных дорог, который составил в среднем по области 76% от нормативной величины,

По прогнозу к 2020 г. объем автомобильных перевозок возрастет до 200-220 млн. т, количество грузовых машин увеличится в 1,9 раза, а уровень автомобилизации населения - со 134 до 300 авт. на 1000 жителей. Прогноз на 20-летнюю перспективу показал, что на дорогах области транспортные потоки увеличатся в среднем в 1,8 - 2,0 раза. Основные цели дорожной политики Ленинградской области - совершенствование и развитие сети автомобильных дорог для интеграции в европейскую транспортную сеть, обеспечения экономического роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличения эффективности использования природно-ресурсного потенциала и повышения уровня жизни населения.
Приоритетными задачами дорожной политики Ленинградской области являются:

  • улучшение транспортно-эксплуата-ционного состояния существующей дорожной сети;
  • совершенствование и развитие сети федеральных и основных территориальных дорог, повышение безопасности движения и улучшение инженерного обустройства дорог;
  • обеспечение строящихся портовых комплексов на побережье Финского залива современной сетью федеральных дорог;
  • строительство обходов крупных городов, включая Кольцевую автомобильную дорогу вокруг Санкт-Петербурга;
  • строительство новых вводов внешних автодорог в Санкт-Петербург;
  • развитие автомобильных дорог в приграничных районах с обустройством транспортных выходов за границу РФ;
  • обеспечение внутриобластных и внутрирайонных связей по дорогам с усовершенствованным типом покрытия, приемка бывших внутрихозяй- ственных дорог в сеть дорог общего пользования и обеспечение их круглогодичной эксплуатации;
  • создание системы платных дорог с целью привлечения негосударственных инвестиций; - повышение уровня сервисного обслуживания пользователей дорог.

Программа определяет перечни автомобильных дорог и мостов, рекомендуемых к строительству и реконструкции на период до 2020 года, а также объемы работ по их содержанию и ремонту, исходя из возможностей федерального бюджета и Территориального дорожного фонда.
К первоочередным работам на федеральной сети дорог относятся:

  • а.д. Вологда - Новая Ладога - завершение строительства участка Ки-сельня - Хвалово с мостом через р.Волхов (2001 г.);
  • а.д. «Скандинавия» - завершение строительства обхода г.Выборга (2002 г.); - а.д. «Россия» - сооружение транспортных развязок (2002 г.);
  • а.д. «Кола» - завершение реконструкции участка Синявино - Назия (2003 г.);
  • а.д. Санкт-Петербург - Псков -строительство обхода г. Луга (2001-2005 г.);
  • а.д. Магистральная - строительство обхода г. Кировск (2004 г.).

К первоочередным работам на территориальной сети относятся:

  • реконструкция подъезда к пограничному переходу «Светогорск» (2001-2005г. г.);
  • формирование автодорожного выхода на автодорогу «Скандинавия» от строящегося морского порта в Приморске (2003-2005 гг.);
  • реконструкция а.д. Парголово -Огоньки - Толоконниково на участке Осиновая Роща - пересечение с а.д. «Скандинавия» со строительством обхода пос. Сертолово (2001 - 2004 г.г.);
  • строительство нового выхода из города а.д. Санкт-Петербург - Сорта-вала (2002-2007г.г.) - завершение реконструкции а.д. Лодейное Поле - Вытегра (2001-2004 гг.).

За программный период планируется построить и реконструировать 2140 км автомобильных дорог и 97 мостов. Для выполнения Программы на 20-летний период потребуется финансирование в размере 108,2 млрд. руб., в том числе на строительство и реконструкцию - 44,4 млрд. руб., на ремонт и содержание автодорог и мостов - 56,6 млрд. руб.
Изменение протяженности сети автомобильных дорог по этапам реализации Программы представлено в табл. 1.

Таблица: Изменение протяженности (км) сети
дорог общею пользования по этапам реализации Программы

Дороги
Годы
2001-2005
2006-2010
2011-2015
2016-2020
Федеральные
1366
1376
1384
1384
Территориальные
9940
10287
10769
11106
Итого
11306
11663
12153
12490

 

Для успешной реализации Программы необходимо также нормативно-правовое обеспечение предлагаемых мер, приоритетными в списке являются разработка и принятие законов РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О платных автомобильных дорогах», «О концессии в дорожном хозяйстве» и др.
Кроме того, необходима система комплексного мониторинга функционирования автомобильных дорог, включая мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, погодных условий, транспортных потоков, безопасности дорожного движения, состояния окружающей среды в зоне прохождения автомобильных дорог.
Реализация Программы развития дорожной сети Ленинградской области станет гарантом экономического роста, улучшения условий жизни населения и повышения эффективности функционирования транспортной системы в стратегически важном регионе страны.

ПРОГНОЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА 2020г. НА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДОРОГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>