Михаил Шокин,
Зам. Председателя Дорожного Комитета Ленинградской области,
Александр Солодкий, ген. директор НИПИ ТРиТИ
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
совершенствования и развития сети автомобильный дорог
Ленинградской области
до 2010 г. с прогнозом на 20-летний период
На рубеже тысячелетий принято подводить итоги достигнутого
и строить планы на будущее, формировать стратегию и конкретную программу
дальнейшего развития. Именно этому служит Региональная программа
совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ленинградской
области. Экономическая интеграция с соседними государствами и субъектами
РФ, развитие системы портов и транспортных терминалов, рост объемов
автомобильных перевозок, освоение природных ресурсов - все это требует
совершенствования и развития автодорожной сети. Данная Программа разработана
Научно-исследовательским и проектным институтом Территориального Развития
и Транспортной Инфраструктуры (ранее - ЗАО «Инвестпроект») и включает
в себя долгосрочный прогноз на 20-летнюю перспективу, среднесрочный
план на 10 лет и план первоочередных работ на 2001-2005 г.г. Программа
опирается на документы, определяющие стратегию развития автомобильных
дорог и всей экономики России, программы социально-экономического развития
Ленинградской области и материалы ранее выполненных работ по развитию
дорожной сети региона.
Сегодня протяженность автомобильных дорог общего пользования Ленинградской
области достигла 10909 км, в том числе федеральных - 1 245 км (11,4%),
территориальных - 9664 км (88,6 %). При этом доля дорог с усовершенствованным
типом покрытия составляет 66%, а с переходным и низшим типом покрытий
- 30% и 4% соответственно. В целом по области плотность автодорог общего
пользования равна 127 км на 1000 кв. км территории. Этот показатель
в 4 раза выше среднего по России (31 км на 1000 кв. км) и существенно
ниже, чем в Европе (плотность автодорог в Германии и Дании составляет
1600-1700, в Швеции и Финляндии - 220-230, а в странах Балтии -320-330
км на 1 000 кв. км территории).
Территория области обеспечена автомобильными дорогами неравномерно:
их плотность в прилегающих к Санкт-Петербургу районах достигает 217
км на 1000 кв. км, что в 2,5 раза выше, чем в периферийных районах и
в 1,5 раза выше среднего показателя по области. Основу сети дорог общего
пользования составляют семь федеральных автодорог. Важнейшие среди них
- автодороги «Россия», «Скандинавия» и Санкт-Петербург - Псков, которые,
имея обширные районы тяготения, обслуживают транспортные связи Санкт-Петербурга
и Ленинградской области с другими регионами России, входят в состав
9-го интермодального транспортного коридора и служат выходом для России
в страны Западной и Северной Европы.
Основные территориальные дороги выполняют функции связующих звеньев
между направлениями федеральных автомагистралей, обслуживая межрайонные
и межобла- стные связи. За последние годы значительно расширилась сфера
рационального применения автомобильного транспорта, имеющего конкурентоспособные
тарифы по сравнению с железной дорогой. Автотранспорт выполняет мелкопартионные
перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния,
значительную долю перевозок на средние (500-1000 км) и практически все
перевозки на короткие (до 200 км) расстояния. На автомобильных дорогах
области устойчиво растет интенсивность движения. За период с 1990 г.
по 1999 г. она увеличилась на федеральных дорогах в 1,7-2 раза,а на
территориальных в 1,2 -1,5 раза.
К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Ленинградской области
относятся:
- недостаточно развитые автодорожные связи между Россией и европейскими
странами;
- не все дороги общего пользования имеют усовершенствованные покрытия,
необходимые для круглогодичного проезда транспорта;
- низкое техническое состояние сети внутрихозяйственных дорог,
переданных на бланке Дорожного комитета;
- несоответствие технических параметров ряда существующих дорог
сложившимся условиям движения и размерам транспортных потоков;
- отсутствие обходов ряда крупных городов и населенных пунктов,
а также кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга;
- наличие на магистральных дорогах пересечений в одном уровне с
автомобильными и железными дорогами;
- несоответствие параметров ряда магистралей и габаритов мостовых
переходов размерам транспортных потоков;
- «недоремонт» автомобильных дорог, который составил в среднем по
области 76% от нормативной величины,
По прогнозу к 2020 г. объем автомобильных перевозок возрастет
до 200-220 млн. т, количество грузовых машин увеличится в 1,9 раза,
а уровень автомобилизации населения - со 134 до 300 авт. на 1000 жителей.
Прогноз на 20-летнюю перспективу показал, что на дорогах области транспортные
потоки увеличатся в среднем в 1,8 - 2,0 раза. Основные цели дорожной
политики Ленинградской области - совершенствование и развитие сети автомобильных
дорог для интеграции в европейскую транспортную сеть, обеспечения экономического
роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличения эффективности
использования природно-ресурсного потенциала и повышения уровня жизни
населения.
Приоритетными задачами дорожной политики Ленинградской области являются:
- улучшение транспортно-эксплуата-ционного состояния существующей
дорожной сети;
- совершенствование и развитие сети федеральных и основных территориальных
дорог, повышение безопасности движения и улучшение инженерного обустройства
дорог;
- обеспечение строящихся портовых комплексов на побережье Финского
залива современной сетью федеральных дорог;
- строительство обходов крупных городов, включая Кольцевую автомобильную
дорогу вокруг Санкт-Петербурга;
- строительство новых вводов внешних автодорог в Санкт-Петербург;
- развитие автомобильных дорог в приграничных районах с обустройством
транспортных выходов за границу РФ;
- обеспечение внутриобластных и внутрирайонных связей по дорогам
с усовершенствованным типом покрытия, приемка бывших внутрихозяй-
ственных дорог в сеть дорог общего пользования и обеспечение их
круглогодичной эксплуатации;
- создание системы платных дорог с целью привлечения негосударственных
инвестиций; - повышение уровня сервисного обслуживания пользователей
дорог.
Программа определяет перечни автомобильных дорог и мостов,
рекомендуемых к строительству и реконструкции на период до 2020 года,
а также объемы работ по их содержанию и ремонту, исходя из возможностей
федерального бюджета и Территориального дорожного фонда.
К первоочередным работам на федеральной сети дорог относятся:
- а.д. Вологда - Новая Ладога - завершение строительства участка
Ки-сельня - Хвалово с мостом через р.Волхов (2001 г.);
- а.д. «Скандинавия» - завершение строительства обхода г.Выборга
(2002 г.); - а.д. «Россия» - сооружение транспортных развязок (2002
г.);
- а.д. «Кола» - завершение реконструкции участка Синявино - Назия
(2003 г.);
- а.д. Санкт-Петербург - Псков -строительство обхода г. Луга (2001-2005
г.);
- а.д. Магистральная - строительство обхода г. Кировск (2004 г.).
К первоочередным работам на территориальной сети относятся:
- реконструкция подъезда к пограничному переходу «Светогорск» (2001-2005г.
г.);
- формирование автодорожного выхода на автодорогу «Скандинавия»
от строящегося морского порта в Приморске (2003-2005 гг.);
- реконструкция а.д. Парголово -Огоньки - Толоконниково на участке
Осиновая Роща - пересечение с а.д. «Скандинавия» со строительством
обхода пос. Сертолово (2001 - 2004 г.г.);
- строительство нового выхода из города а.д. Санкт-Петербург -
Сорта-вала (2002-2007г.г.) - завершение реконструкции а.д. Лодейное
Поле - Вытегра (2001-2004 гг.).
За программный период планируется построить и реконструировать
2140 км автомобильных дорог и 97 мостов. Для выполнения Программы на
20-летний период потребуется финансирование в размере 108,2 млрд. руб.,
в том числе на строительство и реконструкцию - 44,4 млрд. руб., на ремонт
и содержание автодорог и мостов - 56,6 млрд. руб.
Изменение протяженности сети автомобильных дорог по этапам реализации
Программы представлено в табл. 1.
Таблица: Изменение протяженности (км) сети
дорог общею пользования по этапам реализации Программы
Дороги
|
Годы
|
2001-2005
|
2006-2010
|
2011-2015
|
2016-2020
|
Федеральные |
1366
|
1376
|
1384
|
1384
|
Территориальные |
9940
|
10287
|
10769
|
11106
|
Итого |
11306
|
11663
|
12153
|
12490
|
Для успешной реализации Программы необходимо
также нормативно-правовое обеспечение предлагаемых мер, приоритетными
в списке являются разработка и принятие законов РФ «Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельности», «О платных автомобильных дорогах»,
«О концессии в дорожном хозяйстве» и др.
Кроме того, необходима система комплексного мониторинга функционирования
автомобильных дорог, включая мониторинг транспортно-эксплуатационного
состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, погодных условий,
транспортных потоков, безопасности дорожного движения, состояния окружающей
среды в зоне прохождения автомобильных дорог.
Реализация Программы развития дорожной сети
Ленинградской области станет гарантом экономического роста, улучшения
условий жизни населения и повышения эффективности функционирования транспортной
системы в стратегически важном регионе страны.
ПРОГНОЗ
ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА 2020г. НА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДОРОГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
|