Владимир Капустин, Ольга Смирнова,
архитекторы Валаамского монастыря


ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВАЛААМ С “ТИККУРИЛОЙ”


Валаам…В памяти каждого, побывавшего здесь,остаются свои сокровенные образы этой святыни православия,освященной еще 10 веков назад. Первое,что запечатлевается с борта теплохода, - голубой силуэт острова на бескрайней водной глади Ладоги. Уже на подступах к нему начинаешь различать колокольню Спасо – Преображенского собора, что высится над лисистым холмом. Теплоход наконец-то бросает якорь у причала Никоновской бухты, где швартуются крупные суда, прибывающие на Валаам, и далее к монастырю мы отправляемся на маленьком катере. При входе в Монастырскую бухту наши взоры притягивают стройная и светлая шатровая церковь Никольского скита. А затем появляется келейный корпус – дань архитектурной традиции древнего Пскова, часть удивительно гармоничного ансамбля комплекса скита.

Гармония воспринимается нами как нечто само собой разумеющееся, в некотором смысле, она вообще не заметна, - заметным бывает ее отсутствие. Так, еще три года назад, глядя на Никольский скит, бросалась в глаза выцветшая окись хрома на кровлях, пятнистая, грязно-зеленая.

А когда год спустя, летом 1998 года провели косметический ремонт фасадов, сверкающие свежей белизной стены настоятельно потребовали другую крышу. Первая попытка исправить положение – покрасить тем, что есть в наличии привела к тому, что тяжелое пятно темно-синего цвета, (другой краски под руками не было), буквально “придавило” келейный корпус. Работы были остановлены своевременным вмешательством игумена монастыря, архимандрита Панкратия. Встал вопрос о приобретении качественной краски для кровель Никольской церкви и келейного корпуса. Позволим себе небольшое отступление. Просто ли при сегодняшнем изобилии строительных материалов решить задачу: найти нужную краску подходящего цвета и в необходимом количестве (на площадь более тысячи квадратных метров)? Пока держишь в руках рекламные проспекты, кажется что легко, но при более внимательном знакомстве с этой проблемой оказывается, что нет. Самое “узкое место” - подбор цвета. Значительная часть поставщиков предлагает фиксированный набор стандартных цветов, - увы, весьма ограниченный. К счастью это не относится к лакокрасочным материалам фирмы “Тиккурила”. Здесь в вашем распоряжении образцы выкрасок различных эмалей, красок и лаков, представляющие более двух тысяч различных цветов и оттенков. Причем, нюансы их настолько тонкие, что различия между двумя образцами с различной маркировкой заметны только людям, с хорошо развитым чувством цвета – художникам, архитекторам, дизайнерам. Растерявшимся от такого изобилия покупателям консультанты в фирменных магазинах помогут подобрать нужный образец, обязательно дадут советы и чисто практического свойства: порекомендуют тип материалы для тех или иных видов работ, объяснят технологию нанесения, помогут подсчитать необходимое количество краски. Тут же, на глазах у вас, автомат создает нужный оттенок цвета путем добавления точно дозированного количества специальных пигментов. Потому-то и выбрали краску “Панссаримаали” фирмы “Тиккурила”для кровли Никольской церкви. Краска эта обладает хорошей укрывистостью, эластичнабыстро сохнет, устойчива к температурным деформациям, а расход ее при двухразовой окраске – менее 200г/м2. Уже после нанесения первого слоя “Панссаримаали” от выше упомянутого синего пятна не осталось и следа.

А сегодня не только кровля, но и декоративные пояски на фасаде церкви и деревянные входные двери, наружные оконные рамы, – тоже окрашены красками от “Тиккурилы”, но на других основах – для штукатурки и для дерева.

Однако пора вернуться на наш кораблик, который уже миновал Никольский скит. Перед нами продолжает разворачиваться панорама Монастырской бухты. Доминирует в ней, конечно, возвышающийся на горе комплекс монастыря с величественным Спасо-Преображенским собором, но невозможно представить себе эту бухту без расположенных у самого берега маленьких часовен. Первой нас встречает Покровская – деревянная, шатровая, с ажурным крыльцом. До прошлого лета она производила впечатление обветшавшей постройки, хотя лет ей сравнительно немного: в первой половине восьмидесятых она была отстроена реставраторами по сохранившимся чертежам. Летом 1999 г. в ходе косметического ремонта восстановили окна и двери, утраченные фрагменты крыльца, а для покраски опять воспользовались услугами “Тиккурилы”. Металлическую кровлю шатра покрасили краской “Панссаримаали”, а для деревянных конструкций наилучшей оказалась водорастворимая краска “Пика-Техо”. Сохнет она очень быстро, не коробит древесину. Уже через 2-3 часа после нанесения первого слоя можно укладывать второй. Краска не имеет запаха. Это само по себе делает работу приятной: никакой аллергии и головной боли – почти неизбежных спутниц малярных работ с использованием традиционных масляных красок, особенно при работах в закрытых помещениях. “Пика-Техо” окрашен и Иконостас храма со стороны алтаря и дьяконовских дверей на Никольском скиту. Стоит упомянуть, что ровно через день там проходило богослужение – освящение храма патриархом. При этом отсутствовали даже малейшие следы запаха краски. Вообще, разработчики красок фирмы “Тиккурила” настолько серьезно подходят к проблемам реставрации культовых сооружений, что их последней разработкой является специальная золотая краска для алтарей, куполов и других архитектурных элементов, которая так и называется - “Храм”.

Итак, мы вышли на берег, поднялись по широкой каменной лестнице, миновали первые врата и вторые и перед нами предстал Спасо-Преображенский собор, одетый в строительные леса. В прошлом году они окружали и его портал. После восстановления штукатурных элементов декора и завершения малярных работ они были сняты. Сейчас разгорелись споры, - как поступить с боковыми фасадами Спасо-Преображенского собора? Проблема в том, что все поверхности, выполненные изначально из лицевого кирпича, сегодня полностью воссоздать не удается. Очевидно, что часть их будет оштукатурена, покрашена под кирпич и, возможно, без “Тиккурилы” здесь тоже не обойдутся. Но не будем забегать вперед, примеров успешного использования красок этой фирмы и без того предостаточно.

В завершение упомянем, что первое знакомство Валаамского монастыря с красками “ТИККУРИЛЫ” произошло в 1994 году, когда краской этой фирмы в голубой цвет были окрашены купола Спасо-Преображенского собора. Знакомство, как видим, стало многолетним и весьма полезным. Особенно приятно отметить, что это событие – пример благотворительной помощи фирмы “ТИККУРИЛА” Валаамскому монастырю и надеемся, не последний.

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>