Исследователи архитектуры
никогда не избавятся от понятия “архитектурный
стиль”. Есть в нем мощь умозрительной
конструкции, что позволяет рассадить по клеткам
классификаций творческие искания
архитекторов-практиков, стремящихся сказать
“свое слово”. Что делать - у всех свои цели и
средства…
Коттеджное строительство, сегодня самое
массовое, - настоящий полигон для упражнений в
определенной стилевой направленности нынешнего
зодчества. Сквозь частокол
однообразно-разнообразных зданий в
краснокирпичном стиле “тюремной романтики”
можно увидеть… После крушения тотальных систем
наступает Вседозволенность. И она соперничает в
архитектуре с возвышающей дух отрешенностью
Готики, с чувственной пышностью Барокко, с
запредельностью фантазий Модерна. В
многократных цитатах осваивает глубины
откровений Уильяма Морриса и Антонио Гауди.
Упивается сладострастным изобилием стилевых
поделок, выставленных на продажу в престижных
салонах отделочных материалов и мебели. И
оставляет неутоленной жажду чего-то подлинного,
действительно нового, своего…
В пестроте разнонаправленных самоутверждений
неожиданно возникает мираж - белый коттедж в
пригороде Санкт-Петербурга. Конечно, за спиной
этого Дома встают тени великих Архитекторов -
мистификаторов архитектурной Формы,
ниспровергателей прямоугольных сетей, ими же
изобретенных. Дом неотделим от вечной борьбы
закрытых и открытых пространств, что составляют
жизнь Архитектуры. И все же… Эта вечная борьба
ведется по режиссуре, определенной одним -
вдохновением Автора Дома.
Непрерывность стен, поднимающихся сводами,
растекающихся междуэтажными ограждениями,
прорывается там, где должно, и… Внутрь входит
Небо со звездами, позволяя детям Дома
разговаривать по ночам с Бесконечностью. По
утрам пространство спален растворяется в свете,
льющимся из панорамных сердцевидных окон.
Балкончики своими завораживающими изгибами
заставляют выйти наружу и насладиться видом
Сада, что будет потому, что должен быть. Днем,
благодаря прерывам непрерывности, Дом
наполняется игрой света и тени, шепотом деревьев.
Третий уровень превращен в солярии, где
прихотливая круговерть защитных стен позволяет
остаться со светом наедине. Перед нами - Дом с
Очагом, роль которого исполняет Свет, что
нисходит с Небес, чтобы стать архитектурным
Пространством и замереть, воплотившись в
архитектурной Форме.
Главная ось Дома - взрыв пространственных
страстей, утихомиренный сводом кровли. Справа и
слева от оси - два светильника, что торжественно
уверяют: “Все началось, господа…”
Может быть, действительно, все началось, и мы
пролетим над Бездной архитектурного Небытия,
развернув в спирали Времени свои
невостребованные прежде способности? Где ответ?
Появляются лишь первые меты…
Галина
Вежель |