vid.jpg (3120 bytes) Возрождение первого российского музея

001.jpg (3122 bytes)Здание Кунсткамеры (Института антропологии и этнографии им. Петра Великого) является одним из редких, хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII-го века. Первоначально оно предназначалось для размещения библиотеки и коллекций первого в России музея, основанного еще Петром I.
История строительства здания была сложна. Начатое в 1718 г. по проекту арх. Г.И.Маттарнови, оно, с многочисленными изменениями,(арх. Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов), сменой подрядчиков, функциональными и конструктивными переделками, было закончено лишь в 1734 г. Результа-том частых смен руководства строительством и подрядчиков стало низкое качество и отдельных конструктивных инженерных решений, и самих работ. В довершение всего, в 1747 г. здание сильно пострадало от пожара и только в 1754-1758 гг. было восстановлено арх. С.И.Чевакинским. В 1887г. в связи с ростом коллекций к зданию был пристроен флигель по Таможенному переулку.
В таком виде оно сохранялось до 1947 г., когда произвели последний вы-борочный ремонт и в соответствии с первоначальным проектом над башней Кунсткамеры восстановили вышку с армиллярной сферой(арх. Р.И. Каплан-Ингель).
В 70-80 годах обнаружилось много проблем, вызванных как ошибками строи-тельства, так и многолетней эксплуатацией здания без проведения планово-предупредительных ремонтов. При обследованиях, выполненных специалистами СПб ГАСУ и ГипроНИИ, выявились значительные неравномерности осадок фундаментов, опасные для безаварийной эксплуатации музея, угрожающее состояние конструкций покрытия и подвесных потолков, нарушение кладки башни и многое другое. Институтом ГипроНИИ (директор И.А.Калинин) был разработан проект капитального ремонта здания, для восстановления и замены его конструкций и инженерных систем.
Первыми работами, начатыми по инициативе УКС СПб Центра РАН(начальник УКС Р.М.Тугеев) в середине 90-х годов стали усиление фундаментов и водоотвод из подвалов, предотвращающий размыв оснований(подрядная фирма - «СВАБ»). Главные работы по ремонту самого здания были начаты в 1996 г. НТФ «Строй-Вест» провела детальное обследование стропильной системы, подвесного потолка, несущих конструкций галереи и других частей по левому крылу здания (зал «Индии»). Еще раз подтвердилось, что стропильная система и подвесной потолок находятся в аварийном состоянии. Отдельные фермы были настолько повреждены, что кованые металлические затяжки оказались неработоспособны, и весь распор (от покрытия и подвешенного к нему потолка) передавался на стены, кладка которых из-за недостаточной прочности деформировалась. Выявилось также множество повреждений ферм, элементов подвески потолка, мауэрлатов.
002.jpg (4977 bytes) Предложенное ГипроНИИ решение о демонтаже ферм, их ремонте и последующей установке на систему металлических балок (с пролетом около 14 м) не могло быть реализовано в сложившейся социально-экономической ситуации, - работы требовали полного освобождения здания от экспонатов и установки тяжелого кранового оборудования, закрывающего проезд по Университетской набережной.
Специалисты НТФ «Строй-вест» приняли нетрадиционное решение-провести ремонт, не снимая ферм, оставив в зале музейные шкафы, деревянные ворота и т.д. При ремонте производилось поэтапное вывешивание ферм с временным изменением их расчетной схемы, заменой опорных узлов и затяжек. После ремонта отдельных элементов фермы возвращались в исходное состояние. До начала этой операции стропильная система была разгружена, утеплитель из кирпича заменен на более эффективный, на перекрытии 1-го этажа установлены леса, которые кроме рабочих несли страховочные функции, обеспечивая сохранность потолка. В результате стропильная система по требованию КГиОП (архитектор В.В.Воронин) сохранила исторический облик. Все деревянные элементы были обработаны защитным составом, разработанным в лаборатории Русского музея известным ученым М.К. Никитиным. Такая пропитка позволит на многие годы защитить древесину даже в самых неблагоприятных условиях эксплуатации. Сложности состояли и в том, что из-за перерывов в финансировании работать приходилось осенью и зимой с использованием тепляков , устанавливаемых на фермах.
После проведения усилений ферм и восстановления покрытия в 1997-1998 гг. силами НТФ «Строй-Вест» и ряда субподрядных организаций, проведен большой объем работ в зале, как по замене и усилению конструкций, так и по его отделке, в том числе: усиление и ремонт подвесного потолка с сохранением старого штукатурного слоя; ремонт и частичная замена криволинейных падуг примыкания потолка к стенам; усиление и ремонт несущих конструкций галереи, реставрация ее лепных консолей; ремонт штукатурки стен; усиление оконных проемов и простенков; замена оконной столярки; ремонт основания пола и настилка нового паркета. Была проведена замена всех инженерных систем зала, заменена проводка и создана новая современная система освещения и подсветки музейных экспонатов, заменена на более современную система отопления и т.д. После отделки была произведена реставрация шкафов и стендов, и в кратчайшие сроки музейными работниками восстановлена экспозиция зала.
В начале 1998 г. в присутствии губернатора B.А. Яковлева, неоднократно посещавшего строительную площадку, зал «Индии» был торжественно введен в эксплуатацию. Сегодня это самый «современный» и, в то же время, сохранивший свой исторический облик музейный зал Кунсткамеры.
В 1996г. была проведена еще одна необычная для строителей работа. После обрушения части карниза башни в целях безопасности были установлены деревянные защитные леса (до отметки + 47, 5м), которые затем переоборудовали в рабочие. Они были рассчитаны на любые неблагоприятные воздействия и выполнены НТФ «Строй-Вест» без использования кранового оборудования. И леса, которые петербуржцы видели почти три года в силуэте города, достойно выдержали несколько ураганов.
В 1999г. город выделил деньги на косметический ремонт фасада и ремонтно-реставрационные работы по башне, выполненные ЗАО «Горюнов и Горюнов».
004.jpg (4463 bytes) В настоящее время фирмой «Строй-Вест» по правому крылу здания, в зоне зала «Австралии и Океании», начат комплекс работ, алогичный тому, что выполнен по залу «Индии». Без остановки эксплуатации музея в зале установлены страховочные леса, заканчивается усиление стропильных ферм покрытия, заменена кровля по всей длине здания.
К сожалению, как и прежде, из-за перебоев в финансировании все эти работы опять велись в зимний период с использованием тепляков.
Сложности здесь состоят и в том, что при перенавеске ферм необходимо в максимальной степени сохранить штукатурный слой подвесного потолка, на котором имеется достаточно сложная историческая лепка. С привлечением специалистов
КГиОП разработана методика сохранения, усиления и реставрации штукатурного слоя и лепки.
Мы планируем, закончив в этом году весь комплекс работ по залу «Австралии и Океании»,перейти к следующему этапу работ. Уже сейчас специалистами ГипроНИИ и «Строй-Веста» прорабатываются варианты ремонта внутри башни Кунсткамеры, где находятся знаменитый Готторпский глобус и коллекция инструментов М.В.Ломоносова.
Необходимо спроектировать и смонтировать систему отопления башни, пол-ностью заменить электроснабжение и провести комплекс ремонтных и реставрационных работ по внутренней отделке.
Кроме того, предусмотрен план увеличения площадей для научной работы и музейных экспозиций путем организации мансардных зон в левом и правом крыльях здания. Уже готов рабочий проект замены всей системы отопления здания, разрабатывается план реконструкции административной зоны, варианты поэтапного ремонта и реставрации остальных музейных помещений.
Проходят стадию утверждения современная система охранно-пожарной сигнализации и система пожаротушения, так необходимые музею.
003.jpg (3215 bytes) Отрадно, что в отличие от предыдущих лет, ремонту здания, уделено внимание со стороны руководства страны и города, это позволило произвести значительную часть работ, но из-за постоянных перебоев в финансировании дело продвигается медленнее, чем хотелось бы. Долг федерального бюджета с 1998 г. только фирме «Строй-Вест» составляет около 1.0 млн. рублей. И все же мы продолжаем работать на этом престижном объекте, надеясь, что в новом тысячелетии ускорятся работы по реконструкции и реставрации этого уникального в архитектурном и историческом отношениях здания нашего города, ставшего его символом, и возродившаяся Кунсткамера - первый российский музей, - еще надолго оста-нется очагом научной и культурной жизни России.

Владимир Гнюбкин,
кандидат технических наук, доцент,
генеральный директор Hayчно-технической фирмы «Строй-Вест»

 

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>