Здание Кунсткамеры (Института
антропологии и этнографии им. Петра Великого)
является одним из редких, хорошо сохранившихся
памятников архитектуры начала XVIII-го века.
Первоначально оно предназначалось для
размещения библиотеки и коллекций первого в
России музея, основанного еще Петром I.
История строительства здания была сложна.
Начатое в 1718 г. по проекту арх. Г.И.Маттарнови, оно,
с многочисленными изменениями,(арх. Н.Ф.Гербель,
Г.Киавери, М.Г.Земцов), сменой подрядчиков,
функциональными и конструктивными переделками,
было закончено лишь в 1734 г. Результа-том частых
смен руководства строительством и подрядчиков
стало низкое качество и отдельных
конструктивных инженерных решений, и самих
работ. В довершение всего, в 1747 г. здание сильно
пострадало от пожара и только в 1754-1758 гг. было
восстановлено арх. С.И.Чевакинским. В 1887г. в связи
с ростом коллекций к зданию был пристроен
флигель по Таможенному переулку.
В таком виде оно сохранялось до 1947 г., когда
произвели последний вы-борочный ремонт и в
соответствии с первоначальным проектом над
башней Кунсткамеры восстановили вышку с
армиллярной сферой(арх. Р.И. Каплан-Ингель).
В 70-80 годах обнаружилось много проблем, вызванных
как ошибками строи-тельства, так и многолетней
эксплуатацией здания без проведения
планово-предупредительных ремонтов. При
обследованиях, выполненных специалистами СПб
ГАСУ и ГипроНИИ, выявились значительные
неравномерности осадок фундаментов, опасные для
безаварийной эксплуатации музея, угрожающее
состояние конструкций покрытия и подвесных
потолков, нарушение кладки башни и многое другое.
Институтом ГипроНИИ (директор И.А.Калинин) был
разработан проект капитального ремонта здания,
для восстановления и замены его конструкций и
инженерных систем.
Первыми работами, начатыми по инициативе УКС СПб
Центра РАН(начальник УКС Р.М.Тугеев) в середине
90-х годов стали усиление фундаментов и водоотвод
из подвалов, предотвращающий размыв
оснований(подрядная фирма - «СВАБ»). Главные
работы по ремонту самого здания были начаты в 1996
г. НТФ «Строй-Вест» провела детальное
обследование стропильной системы, подвесного
потолка, несущих конструкций галереи и других
частей по левому крылу здания (зал «Индии»). Еще
раз подтвердилось, что стропильная система и
подвесной потолок находятся в аварийном
состоянии. Отдельные фермы были настолько
повреждены, что кованые металлические затяжки
оказались неработоспособны, и весь распор (от
покрытия и подвешенного к нему потолка)
передавался на стены, кладка которых из-за
недостаточной прочности деформировалась.
Выявилось также множество повреждений ферм,
элементов подвески потолка, мауэрлатов.
Предложенное ГипроНИИ решение о демонтаже ферм,
их ремонте и последующей установке на систему
металлических балок (с пролетом около 14 м) не
могло быть реализовано в сложившейся
социально-экономической ситуации, - работы
требовали полного освобождения здания от
экспонатов и установки тяжелого кранового
оборудования, закрывающего проезд по
Университетской набережной.
Специалисты НТФ «Строй-вест» приняли
нетрадиционное решение-провести ремонт, не
снимая ферм, оставив в зале музейные шкафы,
деревянные ворота и т.д. При ремонте
производилось поэтапное вывешивание ферм с
временным изменением их расчетной схемы, заменой
опорных узлов и затяжек. После ремонта отдельных
элементов фермы возвращались в исходное
состояние. До начала этой операции стропильная
система была разгружена, утеплитель из кирпича
заменен на более эффективный, на перекрытии 1-го
этажа установлены леса, которые кроме рабочих
несли страховочные функции, обеспечивая
сохранность потолка. В результате стропильная
система по требованию КГиОП (архитектор
В.В.Воронин) сохранила исторический облик. Все
деревянные элементы были обработаны защитным
составом, разработанным в лаборатории Русского
музея известным ученым М.К. Никитиным. Такая
пропитка позволит на многие годы защитить
древесину даже в самых неблагоприятных условиях
эксплуатации. Сложности состояли и в том, что
из-за перерывов в финансировании работать
приходилось осенью и зимой с использованием
тепляков , устанавливаемых на фермах.
После проведения усилений ферм и восстановления
покрытия в 1997-1998 гг. силами НТФ «Строй-Вест» и
ряда субподрядных организаций, проведен большой
объем работ в зале, как по замене и усилению
конструкций, так и по его отделке, в том числе:
усиление и ремонт подвесного потолка с
сохранением старого штукатурного слоя; ремонт и
частичная замена криволинейных падуг примыкания
потолка к стенам; усиление и ремонт несущих
конструкций галереи, реставрация ее лепных
консолей; ремонт штукатурки стен; усиление
оконных проемов и простенков; замена оконной
столярки; ремонт основания пола и настилка
нового паркета. Была проведена замена всех
инженерных систем зала, заменена проводка и
создана новая современная система освещения и
подсветки музейных экспонатов, заменена на более
современную система отопления и т.д. После
отделки была произведена реставрация шкафов и
стендов, и в кратчайшие сроки музейными
работниками восстановлена экспозиция зала.
В начале 1998 г. в присутствии губернатора B.А.
Яковлева, неоднократно посещавшего строительную
площадку, зал «Индии» был торжественно введен в
эксплуатацию. Сегодня это самый «современный» и,
в то же время, сохранивший свой исторический
облик музейный зал Кунсткамеры.
В 1996г. была проведена еще одна необычная для
строителей работа. После обрушения части карниза
башни в целях безопасности были установлены
деревянные защитные леса (до отметки + 47, 5м),
которые затем переоборудовали в рабочие. Они
были рассчитаны на любые неблагоприятные
воздействия и выполнены НТФ «Строй-Вест» без
использования кранового оборудования. И леса,
которые петербуржцы видели почти три года в
силуэте города, достойно выдержали несколько
ураганов.
В 1999г. город выделил деньги на косметический
ремонт фасада и ремонтно-реставрационные работы
по башне, выполненные ЗАО «Горюнов и Горюнов».
В настоящее время фирмой «Строй-Вест» по правому
крылу здания, в зоне зала «Австралии и Океании»,
начат комплекс работ, алогичный тому, что
выполнен по залу «Индии». Без остановки
эксплуатации музея в зале установлены
страховочные леса, заканчивается усиление
стропильных ферм покрытия, заменена кровля по
всей длине здания.
К сожалению, как и прежде, из-за перебоев в
финансировании все эти работы опять велись в
зимний период с использованием тепляков.
Сложности здесь состоят и в том, что при
перенавеске ферм необходимо в максимальной
степени сохранить штукатурный слой подвесного
потолка, на котором имеется достаточно сложная
историческая лепка. С привлечением специалистов
КГиОП разработана методика сохранения, усиления
и реставрации штукатурного слоя и лепки.
Мы планируем, закончив в этом году весь комплекс
работ по залу «Австралии и Океании»,перейти к
следующему этапу работ. Уже сейчас специалистами
ГипроНИИ и «Строй-Веста» прорабатываются
варианты ремонта внутри башни Кунсткамеры, где
находятся знаменитый Готторпский глобус и
коллекция инструментов М.В.Ломоносова.
Необходимо спроектировать и смонтировать
систему отопления башни, пол-ностью заменить
электроснабжение и провести комплекс ремонтных
и реставрационных работ по внутренней отделке.
Кроме того, предусмотрен план увеличения
площадей для научной работы и музейных
экспозиций путем организации мансардных зон в
левом и правом крыльях здания. Уже готов рабочий
проект замены всей системы отопления здания,
разрабатывается план реконструкции
административной зоны, варианты поэтапного
ремонта и реставрации остальных музейных
помещений.
Проходят стадию утверждения современная система
охранно-пожарной сигнализации и система
пожаротушения, так необходимые музею.
Отрадно, что в отличие от предыдущих лет, ремонту
здания, уделено внимание со стороны руководства
страны и города, это позволило произвести
значительную часть работ, но из-за постоянных
перебоев в финансировании дело продвигается
медленнее, чем хотелось бы. Долг федерального
бюджета с 1998 г. только фирме «Строй-Вест»
составляет около 1.0 млн. рублей. И все же мы
продолжаем работать на этом престижном объекте,
надеясь, что в новом тысячелетии ускорятся
работы по реконструкции и реставрации этого
уникального в архитектурном и историческом
отношениях здания нашего города, ставшего его
символом, и возродившаяся Кунсткамера - первый
российский музей, - еще надолго оста-нется очагом
научной и культурной жизни России. Владимир
Гнюбкин,
кандидат технических наук, доцент,
генеральный директор Hayчно-технической фирмы
«Строй-Вест»
|