Валентина Лелина


kamenno.jpg (25326 bytes) obvodn.jpg (19545 bytes)

takrabot.jpg (17970 bytes)Петербург – это не только город, явление, категория… Для горожанина Петербург – это особое, ежедневное переживание и у каждого складываются свои собственные отношения с Петербургом. Город уже столько раз был отражен в живописи , графике, литературе, фотографии, кино, что теперь он сам выбирает, в каком зеркале отразиться. И не каждому удается уловить его стать и душу.

Владимир Семенович Антощенков, член Союза фотохудожников России, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой градостроительства и руководитель творческой мастерской Санкт – Петербургского архитектурно-строительного университета. В его авторских фотографиях почти безошибочно можно situacia.jpg (25925 bytes) почувствовать взгляд архитектора. Но взгляд единственный. Работы Владимира Семеновича отличает не состояние городского пейзажа, не настроение, не порыв. Напротив, в них чувствуется  потрясающая статичность. Даже облака в композиции кажутся зафиксированными навечно. Будь то взгляд на городские крыши (автор, кажется, посетил все возможные крыши Петербурга) или какой-нибудь петербургский двор – вас поразит предельная точность, даже какая-то заданность сюжета. Кажется, что мост Петра Великого существует только со своим отражением в невской воде и никак иначе. Как будто и не бывает иного состояния Невы, по крайней мере у этого моста. Зато в другом сюжете, возле Троицкого моста , навсегда остановились обломки льдин. Даже распавшаяся на части водосточная труба или тень узорчатой ограды на снегу кажутся вечными, неслучайными, единственно возможными.

Как часто именно в фотографии ощущается ее мгновенность. Кажется , в следующий миг все исчезнет, заменится новым движением времени. Но в работах Антощенкова это не чувствуется. Наоборот , они пробуждают чувство уверенности, что это было и будет всегда. И кажется – в этом городе, где самая переменчивая и внезапная погода, где  много утрачено за всю его историю, где перемены неизбежны, потому что так устроено течение времени, - вдруг все становится навсегда начертанным и решенным. И огромные панорамы, и отдельные, самые незначительные детали. Не это ли отражение чего-то очень главного, вечного, что всегда voblakah.jpg (15568 bytes) ощущалось в Петербурге. “Вечность бросила в город оловянный закат…” - писал в начале века Александр Блок. И вот на исходе века другой художник подтверждает вечность этих закатов, отражений, изгибов рек, атлантов, египетских маскаронов, лестниц, фонарей, дымовых труб и водонапорных башен.

Кроме фантастической точности и законченности каждой работы, так характерных для фотографий Владимира Семеновича, его можно назвать еще мастером детали. Это и маскароны на фасадах зданий, и флюгер на крыше, крест на соборе, кот в проеме окна, тень дерева на брандмауэре… Благодаря взгляду художника, невольно осознаешь, насколько богато и разнообразно пространство города.


Владимир Семенович Антощенков  начал заниматься фотографией в 1974 году. Через два года его работы были выставлены в ленинградском Доме архитектора. Он участвовал в выставках “Петербург и петербуржцы” в Смольном соборе и “Петербург – город на воде” в Амстердаме. Его персональные выставки прошли в Германии, Англии, Финляндии, США, и, конечно, в Петербурге.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>