Петербург
– это не только город, явление, категория… Для
горожанина Петербург – это особое, ежедневное
переживание и у каждого складываются свои
собственные отношения с Петербургом. Город уже
столько раз был отражен в живописи , графике,
литературе, фотографии, кино, что теперь он сам
выбирает, в каком зеркале отразиться. И не
каждому удается уловить его стать и душу.
Владимир Семенович Антощенков,
член Союза фотохудожников России, кандидат
архитектуры, заведующий кафедрой
градостроительства и руководитель творческой
мастерской Санкт – Петербургского
архитектурно-строительного университета. В его
авторских фотографиях почти безошибочно можно
почувствовать взгляд архитектора. Но взгляд
единственный. Работы Владимира Семеновича
отличает не состояние городского пейзажа, не
настроение, не порыв. Напротив, в них чувствуется потрясающая статичность.
Даже облака в композиции кажутся
зафиксированными навечно. Будь то взгляд на
городские крыши (автор, кажется, посетил все
возможные крыши Петербурга) или какой-нибудь
петербургский двор – вас поразит предельная
точность, даже какая-то заданность сюжета.
Кажется, что мост Петра Великого существует
только со своим отражением в невской воде и никак
иначе. Как будто и не бывает иного состояния Невы,
по крайней мере у этого моста. Зато в другом
сюжете, возле Троицкого моста , навсегда
остановились обломки льдин. Даже распавшаяся на
части водосточная труба или тень узорчатой
ограды на снегу кажутся вечными, неслучайными,
единственно возможными.
Как часто именно в фотографии
ощущается ее мгновенность. Кажется , в следующий
миг все исчезнет, заменится новым движением
времени. Но в работах Антощенкова это не
чувствуется. Наоборот , они пробуждают чувство
уверенности, что это было и будет всегда. И
кажется – в этом городе, где самая переменчивая и
внезапная погода, где
много
утрачено за всю его историю, где перемены
неизбежны, потому что так устроено течение
времени, - вдруг все становится навсегда
начертанным и решенным. И огромные панорамы, и
отдельные, самые незначительные детали. Не это ли
отражение чего-то очень главного, вечного, что
всегда ощущалось в Петербурге. “Вечность
бросила в город оловянный закат…” - писал в
начале века Александр Блок. И вот на исходе века
другой художник подтверждает вечность этих
закатов, отражений, изгибов рек, атлантов,
египетских маскаронов, лестниц, фонарей, дымовых
труб и водонапорных башен.
Кроме фантастической точности и
законченности каждой работы, так характерных для
фотографий Владимира Семеновича, его можно
назвать еще мастером детали. Это и маскароны на
фасадах зданий, и флюгер на крыше, крест на
соборе, кот в проеме окна, тень дерева на
брандмауэре… Благодаря взгляду художника,
невольно осознаешь, насколько богато и
разнообразно пространство города.
Владимир
Семенович Антощенков
начал
заниматься фотографией в 1974 году. Через два года
его работы были выставлены в ленинградском Доме
архитектора. Он участвовал в выставках
“Петербург и петербуржцы” в Смольном соборе и
“Петербург – город на воде” в Амстердаме. Его
персональные выставки прошли в Германии, Англии,
Финляндии, США, и, конечно, в Петербурге.
|