Павлюк Марина СПАСТИ СОКРОВИЩА МИНЕРВЫ Трудно представить себе дворцы и музеи Санкт-Петербурга без мягкого сияния бронзы, которая давно стала неотъемлемой частью их убранства. Роскошные люстры и бра, часы и декоративная скульптура создают единство интерьеров всех крупных исторических стилей. Бронзовые аксессуары становятся тем связующим звеном, при утрате которого гармоничная мозаика интерьера рассыпается, превращаясь в горсть цветных камешков. Поэтому так сложна задача реставраторов, чья специализация - декоративно-прикладное искусство, и кто занят восстановлением исторических интерьеров дворцов, храмов, музеев. Вернуть им первозданный облик, собрать все элементы убранства и сохранить их стилистическое единство иногда крайне затруднительно, ведь следы многих старинных изделий сохранились лишь в исторических документах. Реставрация изделий из бронзы требует не только мастерства и превосходного знания искусства определенной эпохи, но и умения пользоваться скупыми архивными источниками. Полной гаммой знаний и художественных приемов необходимых для такой ответственной работы владеют специалисты «Рестампа». Убедительных подтверждений тому немало, и одно из них - создание паникадил для московского Храма Преображения Господня, входящего в комплекс Храма Христа Спасителя. Точного представления об оригинале не сохранилось, и московские архитекторы отразили в проекте лишь общий характер византийского стиля данных элементов убранства. Внимательно изучив документы той эпохи, питерские мастера реализовали проект в материале. Главное паникадило (массой более двух тонн, высотой 3 м и диаметром 3.5 м) создавалось по фрагментам: иконы, декоративные рожки, просечные ажурные соединения, - все элементы необходимо было изготовить всего за два месяца к Дню города столицы. «Люди трудились по 14 часов в сутки, - вспоминает директор «Рестампа» Игорь Викторович Постников, - но так и формируется слаженный коллектив, способный справиться с любой задачей». Кроме этого были изготовлены малые и средние паникадила - 52 светильника и около сотни фрагментов для храмовых врат (размером 1х1м) из патинированной бронзы. Но главное поле деятельности специалистов фирмы - Санкт-Петербург. Уже несколько лет ведутся работы по реставрации бронзового убранства дворцов Русского музея. Для бесчисленных лестниц, коридоров и переходов Инженерного замка специалистами «Рестампа» выполнено множество изящных фонарей и настенных бра, заканчивается воссоздание торшеров Парадной лестницы. Многие работы еще продолжаются, и каждая из них - это прежде всего серьезное изучение художественного наследия прошлого по документам и архивам. Без этого нельзя верно передать стиль определенной эпохи или конкретного мастера. «Мы очень любим свой город, - говорит Игорь Викторович, - думаем о будущем и хотим помочь Петербургу сохранить свою красоту и неповторимость». Реставрационные работы для фирмы «Рестамп» - школа мастерства, которая обучает и обогащает. Изучая старинные бронзовые изделия, проникаешь в самую суть ремесла, ведь время хранит только лучшие вещи. Поэтому все, что создают мастера, не просто копии или стилизация, а воссоздание предметов искусства, стремление овладеть старыми технологиями, возродить утраченные секреты мастерства. Вот уже 8 лет не перестает удивлять ООО «Рестамп» своими изысканными изделиями из бронзы. Сегодня в коллекции фирмы более пятидесяти изделий - аналогов работ лучших европейских мастеров XVIII-XIX веков. Среди них - изысканное бра «Держава» - точная копия одного из светильников Русского музея, бра «Рококо», воспроизведенное по французскому оригиналу второй половины XVIII в., люстра «Эклектика», изготовленная по образцу люстры Мраморного дворца. Есть и не менее интересные современные работы, украшающие интерьеры галереи Невской линии Большого Гостиного Двора, гольф-клуба на Петроградской стороне, дворца на Литейном и ресторана «Тройка». Дворец на Литейном, где сейчас казино «Олимпия». И потенциал «Рестампа» еще далеко не исчерпан, и время предлагает мастерам все новые и новые творческие решения.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>