Полина Кривская,
директор музея ОАО «Пролетарский завод»
УНИКАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС


Если во всем мире легко узнают множество скульптурных и архитектурных символов Северной Пальмиры, то это и потому, что к созданию их причастен Александровский литейный завод. Его пустили осенью 1826 года. Уже тогда это был уникальный промышленный ансамбль. Сегодня по-прежнему его стены сторожат львы. Царственная пара – родные братья тех, гораздо более знаменитых, что обосновались на Адмиралтейской набережной. Первые отлиты из «плебейского» чугуна, а те, что у Невы, из «аристократической» листовой меди выбиты. Но все они – дело рук петербургских умельцев. 


Той порой металл бурно ворвался в строительную технику. Широко внедрялся он и в украшение архитектурных сооружений. Естественно, что литейщики во многом определяли неповторимое лицо столицы. А ведь предприятие, говоря по-нашему, принадлежало военному промышленному комплексу: обеспечивая стратегические задачи государства, строило первые паровые суда, выпускало паровые машины, станки, инструменты. Умели же сочетать то, что сегодня дается (и далеко не всем) с таким жутким скрипом… Уже через 15 лет после основания этот промышленный комплекс в одной из столичных газет назван «живителем российских мануфактур».


Первым директором завода был назначен Матвей Егорович Кларк, одаренный инженер и технолог. Еще в бытность свою смотрителем Петербургского литейного завода (1817-1826) он активно сотрудничал с В.П.Стасовым, К.И.Росси и А.А.Менеласом, помогал им воплощать в жизнь самые смелые замыслы. 


С Росси Кларк начал сотрудничать еще при возведении Аничкова дворца. А позже при создании арки на Дворцовой площади именно он предложил выбить колоссальные фигуры из медных листов и укрепить их на чугунном каркасе, а не отливать их из чугуна, как замышлял Росси. Благодаря остроумному инженерному решению вес всей конструкции был уменьшен в 5 раз. Это не только облегчило установку колесницы, но и повысило надежность арочного перекрытия. 


При строительстве нового здания Александринского театра Матвеем Кларком и его коллективом за короткий срок были придуманы и изготовлены ферменные перекрытия зрительного зала, предложена необычная для того времени идея подвески ярусов лож на кронштейнах, выполнен весь металлический декор, в том числе и знаменитая квадрига, украсившая фронтон этого храма Мельпомены. 


Не менее плодотворным было сотрудничество со Стасовым. Еще в 1817 году при возведении чугунных триумфальных ворот в Царском Селе петербургскими мастерами было изготовлено 65т металлического декора. Чугунные же колонны под присмотром Кларка отлили под Петрозаводском. Уникальные по своей огромности колонны эти восхитили Павла Свиньина – известного летописца всех культурных событий своего времени: «Кларк…, занимавшийся отлитием колонн сих, совершил оное с искусством и благоразумием, делающим ему честь; но сам он сознается, что успехом своим весьма много обязан необыкновенному проворству и ловкости русских работников». А заводские мастера и впрямь показали себя серьезными специалистами в области художественного литья и чеканки. 


Сотрудничеству высокопрофессиональных рабочих со Стасовым мы обязаны появлению Нарвских и Московских триумфальных ворот, уникальных решеток у Преображенского и Смольного соборов и еще многому. Но, пожалуй, апофеозом их тесного содружества была работа по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 г. Огромное количество всевозможных металлоконструкций, элементы сложнейших систем отопления и водопровода, металлические детали архитектурных украшений – все это изготавливалось и собиралось руками мастеровых с Александровского. Например, для Большого тронного зала было поставлено 18 тысяч деталей из прочеканенной и литой бронзы. А инженерному коллективу во главе с Кларком удалось создать совершенно необычные конструкции металлических балок и стропил, перекрытия над залами Невской анфилады и Георгиевским залом. 


Полностью доверялся таланту и добросовестности невских умельцев Менелас. Они создали чугунный декор для оформления парковых сооружений в Царском Селе, уникальную, покрытую сложными барельефами медную одежду Египетских ворот. По заказам Адама Адамовича были изготовлены строительные конструкции и декор для таких жемчужин Петергофского парка, как Коттедж и Готическая капелла. 


Нельзя обойти вниманием вклад мастеровых в мостостроение. Малоконюшенный, Театральный, Народный, Инженерный, Певческий, Синий - вот неполный перечень мостов, построенных при их участии. Именно «построенных», так как очень многие монтажные работы на месте установки производили они же.


Шли годы...


Уникальный производственный комплекс стал называться «Пролетарским заводом». Само собой, на нем происходили значительные перемены, иногда прямо-таки революционные, вплоть до переориентации производства. Создатели металлического декора нашего несравненного города, александровцы-пролетарцы, потенциала своего не растратили. Есть порох в пороховницах, есть сплоченный коллектив превосходных мастеров. На них-то и держится сегодняшнее творческое производство. Да еще на умелых, крепких, закаленных руководителях, которым ох как не просто ориентироваться в сегодняшних условиях, когда кораблей не строят, а машиностроительные изделия покупают за границей. Нет, здесь не измельчали кадры. Генеральный директор И.А.Пашкевич уже пятый десяток лет работает на этом предприятии (из них более четверти века руководит им). Есть смысл отдавать приоритет отечественному производителю, если даже сегодня продукция ОАО идет не только во Вьетнам, Индию и Китай, но и в Турцию, Грецию, Сингапур, Германию, Италию, Мексику. Да и городу нашему кое-что остается.


Но это уже тема особого рассказа.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>