Борис Кириков,
Зам. председателя КГИОП
ПЕТЕРБУРГСКОМУ МОДЕРНУ-100 ЛЕТ


Ровно столетие назад, на исходе 1890-х годов, в Петербурге появи лись самые ранние образцы стиля модерн. Этот стиль явился первым тотальным опытом создания современной архитектуры, свободной от обращения к формам и принципам стилей прошлых эпох.


Модерн оставил в Петербурге глубокий след. Более полутысячи зданий разного назначения представляют его многообразные вариации. Становление нового стиля в российской столице проходило под прямым воздействием ведущих европейских школ. Тем не менее, такие мастера, как Г.В.Барановский, В.И.Шене, В.В.Шауб, Р.Ф.Мельцер, Ф.И.Лидваль, А.И.фон Гоген, В.П.Апышков, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь, создали выразительные и оригинальные произведения, значительно обогатившие структуру города.


Новый стиль сыграл историческую роль родоначальника современной архитектуры. Но его судьба сложилась глубоко драматично. Наступившее уже в 1910-х годах разочарование в стилевых новациях сопровождалось их огульной критикой. На протяжении более полувека модерн оставался эстетическим и даже идеологическим изгоем. Интерес к нему пробудился лишь в 1960-х годах. В наши дни его наследие обрело повышенную актуальность и в практической архитектурной деятельности. Спустя столетие модерн вновь, словно магнит, притягивает пристальное внимание.


Широкий интерес к наследию нового стиля рубежа XIX-XX веков, а также его недостаточная изученность побудили инициативную группу специалистов выступить с проектом «100 лет петербургскому модерну». Усилиями А.В.Корниловой, Л.А.Кириковой, П.А.Гринфельда и других участников была организована серьезная научная конференция, получившая с самого начала представление в Internet (http://www.md.spb.ru). Другой важнейшей частью программы стала тематическая выставка фотографий, выполненная блестящими мастерами В.Ф.Егоровским и В.Т.Верещагиным (и также представленная в Internet).


Конференция и выставка проходили с 30 сентября по 2 октября под гостеприимным кровом музея В.В.Набокова (директор Д.Э.Мильков). Этот адрес на Большой Морской улице, 47, был избран не случайно. Старинный дом Набоковых, перестроенный в 1900-1902 годах. гражданскими инженерами М.Ф.Гейслером и Б.Ф.Гуслистым, является ярким образцом раннего петербургского модерна с оригинальным декором фасада и уникальным ансамблем интерьеров. Ровно сто лет назад здесь родился выдающийся писатель Владимир Набоков. Так что юбилей модерна не только по времени, но и по месту был сближен с одним из главных наших литературных юбилеев. Аура набоковского дома создавала особое чувство причастности к той эпохе.


Научная конференция, посвященная широкому кругу вопросов становления и развития нового стиля в Петербурге, объединила исследователей разных поколений. Среди них – основоположники изучения модерна в России Г.Ю.Стернин, А.Л.Пунин и В.Г.Лисовский, авторы фундаментальных трудов Т.А.Славина, А.Ф.Крашенинников, В.С.Горюнов, М.В.Нащокина, М.С.Штиглиц.


В ряде докладов получили освещение общие методологические проблемы. Т.А.Славина сосредоточила внимание на особенностях творческого метода архитекторов конца XIX – начала XXвека. С позиций изучения художественной культуры той поры и своеобразия «петербургского текста» обратился к модерну Г.Ю.Стернин (Москва). Об основных вехах «модерноведения» напомнил В.Г.Лисовский, выявивший национальный и региональный аспекты в изысканиях зодчих рубежа столетий. М.В.Нащокина (Москва) раскрыла судьбу «мимолетного стиля», который сегодня, почти на вековом расстоянии, видится «большим стилем» своего времени.


О «начале» петербургского модерна рассказал Б.М.Кириков, определивший особняк как «опережающий жанр» в самоопределении модерна. А.Л.Пунин наглядно продемонстрировал вызревание новых концепций в сфере мостостроительства, которые также вели к становлению нового стиля. Специфику проявления стилевых форм в промышленной архитектуре проанализировала М.С.Штиглиц.


Одна из особенностей конференции – большое разнообразие затронутых тем. Это отражение петербургского модерна в творчестве русских писателей (В.Г.Исаченко), социальный состав строительных рабочих (Л.Я.Лурье), взаимодействие необарокко и модерна (А.В.Бурдяло), мозаика и майолика (В.А.Фролов), неизвестные витражи (Т.М.Шульгина), сложности датировки зданий (М.Н.Микишатьев), направления в вильнюсском модерне (М.Пташек, Вильнюс). Многие выступления были посвящены творчеству архитекторов и отдельным памятникам (Ю.М Денисов, Д.А.Кольчугина, О.Е.Дабижа, П.В.Платонов и другие). А.Ф.Крашенинников (Москва) представил творческий портрет мастера национального направления В.Н.Максимова. В совместных докладах В.С.Горюнова и его аспирантов Е.А.Бакусовой и П.П. Игнатьева были рассмотрены соответственно «византийское возрождение» в архитектуре конца XIX – начала XX в. и петербургский шедевр П.Беренса – здание Германского посольства А.Н.Косенко подчеркнул важность изучения творчества зодчих периода модерна.


Конференция внесла в общую копилку знаний много новых фактов. Она высветила разные точки зрения и методические подходы к наследию петербургского модерна. В этом плюрализме взглядов отразился богатый спектр исканий нового стиля, его структурный полиморфизм и стилистическая многоликость. Дискуссия органично перешла в неформальное общение за некруглым столом в духовно насыщенной атмосфере набоковского особняка.


Активным участником плодотворной работы явилась выставка оригинальных фотографий. На ней были представлены основные этапы и варианты стиля, разные типы зданий. Но главное, что она открывала неповторимый мир образов петербургского модерна. Зоркий объектив фотографов-художников выбрал необычные острые ракурсы, выразительные детали и запечатлел творческие новации архитекторов начала века.


Проект еще не завершен. При поддержке Института «Открытое общество» готовится издание иллюстрированного сборника докладов, который должен выйти в свет в начале 2000 года.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>