Генеральный подрядчик - ООО «Стальконструкция СПб»; общее архитектурное решение - Аккуратин В.А., Музыченко Б.Ф., Столин М.Г., Фомин В.Н. - инженеры; генеральный проектировщик - Ленпромстройпроект; главный конструктор несущего каркаса - инженер Трофимов М.Г.

Заварихин Светозар Павлович,
доктор архитектуры, профессор,
заведующий кафедрой истории и теории
архитектуры СПб ГАСУ;
Мамошин Михаил Александрович,
архитектор

ГАЛЕРЕЯ КАК АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В современной архитектуре нарастают тенденции нового рационализма, когда красота формы создается не ее декоративной «одеждой», а самой конструкцией и материалом изготовления. Этот дизайнерский принцип формообразования на концептуальном и реальном уровнях начал утверждаться еще в прошлом веке (Хрустальный дворец, Эйфелева башня, Дворец машин, другие сооружения Всемирных выставок). Новые возможности дизайн-архитектуры были открыты в первой трети нашего столетия (сетчатые конструкции В.Шухова, работы Баухауза и ВХУТЕМАСа, проекты И.Леонидова и Н.Ладовского, архитектурные фантазии Я.Чернихова). Во второй половине века это направление еще активнее стало заявлять о себе, особенно в творчестве таких мастеров как Мис ван дер Роэ, П.-Л.Нерви, Б.Фуллер, Р.Пиано, Р.Роджерс, Н.Фостер, С.Калатрава. В нашей стране, в силу известных причин, дизайн-архитектура не имела почвы для своего развития, но в последние годы положение начало меняться. Как и в эпоху конструктивизма, главным «инициатором» нового формообразования снова выступает промышленное зодчество. В Петербурге оно уже поднимается с колен усилиями наиболее современных развивающихся предприятий. Одним из них является «Пивоваренная компания «Балтика».

Красивые, оснащенные технологией, производственный и складской корпуса «Балтики» отделены друг от друга широким транспортным проездом. Поэтому совершенно естественно возникла потребность в устройстве над проездом связующей галереи. Ее ответственное месторасположение во въездной зоне предопределило и повышенные требования к ее внешнему виду. Иными словами, с самого начала стало ясно, что галерея должна быть не просто утилитарным технологическим сооружением, а произведением архитектурного дизайна. Это требование, в числе прочих, вошло в условия тендера на строительство галереи, объявленного «Балтикой».

В трудном соревновании лучшим оказалось предложение ООО «Стальконструкция СПб». Сыграли свою роль экономичность и оригинальность решения как несущего каркаса, так и ограждающей структуры. По существу была представлена мостовая конструкция в виде неразрезной четырехпролетной коробчатой балки длиной 86,5м из сварных двутавров, объединенных по верхнему поясу настилом, а по нижнему – решетчатой фермой. Один конец балки крепится к анкерной опоре и складскому корпусу, другой – в соответствии с «принципом моста» – имеет скользящую опору. Так обеспечивается продольная устойчивость сооружения и предотвращается опасность температурных напряжений в балке. Устойчивость же в поперечном направлении достигается за счет жесткого защемления опор в монолитных фундаментах, а также за счет удлиненной формы сечения (стальных решетчатых) колонн (0,4х1,2м).Конструкция несущей балки позволила один из пролетов сделать весьма внушительным – 29,8м.

Высокая несущая способность, жесткость и устойчивость основного несущего каркаса обеспечили возможность создания легкой, высокотехнологичной ограждающей структуры. Необходимое сечение рабочего пространства галереи шириной 6м и высотой 2,5м создано с помощью специально изготовленного стоечно-балочного алюминиевого каркаса, опирающегося (с шагом 1,5м) на кронштейны, приваренные к боковым поясам балки (к этим же кронштейнам крепится настил пола). Пространство между стойками заполнено энергосберегающими стеклопакетами толщиной 36мм с тонированным зеркальным стеклом 2К6.

Верхняя и нижняя поверхности галереи (ее «крыша» и «дно») имеют циркульную форму. Межкаркасное пространство здесь заполнено листами закаленного гнутого стекла толщиной 6 мм с рефлективным отражающим слоем. Остекление производилось так называемым «полуструктурным методом» с применением технологии фирмы Tremko. При этом климатические условия заставили скорректировать методы подготовки поверхностей под остекление.Монтаж сооружения производился готовыми блоками, самый большой из которых имел длину 47,2 м и массу 50 т.

Галерея уже введена в эксплуатацию. Ее стремительная невесомая горизонталь уже стала достопримечательностью Парнаса. Не имея собственного постоянного цвета, она своими зеркальными поверхностями отражает все, что ее окружает: небо, облака, фасады корпусов, зелень газонов, разноцветье рефрижераторов, спокойный тон асфальта.

Без каких-либо специальных ухищрений сооружение органично соединило «разнородье материи» и стало доминантой обширного пространства. Это редкий случай, когда не вертикаль, а именно горизонталь принимает на себя организующую и доминирующую роль, являясь к тому же почти виртуальной, изменчивой, нематериальной, непохожей на осязаемо-весомые произведения традиционного зодчества. Сам по себе принцип «исчезающей формы» не нов, (зеркальные фасады распространены в зарубежной, а теперь уже и в отечественной архитектуре), но в петербургском промышленном зодчестве до сих пор применения практически не находил. Так получилось, что «Балтийская» галерея на Парнасе открыла новую страницу в обширном секторе архитектурно-строительного искусства, причем в той его части, где архитектурный образ и полноценное архитектурное качество рождаются профессиональным инженерным творчеством.

Конечно, это не значит, что в дальнейшем следует идти сугубо «инженерным» путем, но это значит, что, во-первых, нынешним зодчим, чтобы не отставать от жизни, следует глубже проникать в процессы современного архитектурно-дизайнерского формообразования, во-вторых, сегодня актуальным становится возврат к прежней синтетичности архитектурно-строительной профессии (непревзойденным образцом такой синтетичности до сих пор является квалификация гражданского инженера в дореволюционной России).

Однако ориентация на современные технологии, обеспечившая несомненный успех Парнасской галереи, тем не менее, сама по себе еще не может быть гарантом безупречного архитектурного качества. Придирчивый взгляд опытного профессионала отметит некоторую упрощенность алюминиевых профилей, случайность размещения резьбовых креплений, стилистическое несоответствие самой галереи и колонн, которые из-за финансовых ограничений не удалось сделать в той же «открытой» эстетике, которая свойственна самой галерее. И в то же время, обшитые металлом подканнелированные пилоны, выкрашенные в «фирменный» синий цвет, эти монументальные опоры обеспечивают определенное стилистическое единство с фасадами обоих корпусов, выполненными в манере модного нынче (но уже уходящего) постмодернизма.

Изящная, сверкающая галерея – это не только красивый воздушный мост. Самим фактом своего появления и существования она инициирует совершенствование окружающей среды. В зоне визуального восприятия этого сооружения особенно не терпимы неухоженные газоны, разбитые дороги, многие небрежности традиционной строительной и эксплуатационной «культуры». Пример Галереи показателен во многих отношениях, ибо находится в русле глобальных тенденций, характерных для процесса создания современной «второй природы».

194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 17-а
Тел.: (812) 245-5405, факс: (812) 245-3765
E-mail: [email protected]

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>