Вероника Махтина


П О Р Т Р Е Т   М А С Т Е Р А


Лет 20 назад герой нашей предыдущей публикации Владимир Сергеевич Васильковский на одном серьезном художественном совете по поводу работы тогда еще начинающего мастера кротко высказался: "Как при царе!". Слова сбылись. Валерию Николаевичу Галкину действительно предстояло стать одним из тех, кто вернул к жизни неотъемлемую изюминку царского убранство Санкт-Петербурга - искусство художественной ковки и литья.
Архитектурный облик города будто прошит металлическими нитями, а где-то они образуют кружево и целые клубки. Мельцеровскоя решетка, образец барокко в металле, - высочайшая точка мастерства. Хрестоматийное творение Фельтена, блестяще решившего задачу соединения водного пространство Невы и стихии Летнего сада, основывается на лаконизме, "доведенном до отчаяния". Решетка столь хороша, кок говорит Валерий Николаевич, что ее не замечаешь.
К переходу от малых декоративных форм к монументальному метоллодекору В.И. Галкина подвиг сам Петербург. Изначальный красносельский опыт работы в технике скани и филиграни определил отношение к "большому" металлу, как к ювелирному изделию, - та же выверенность, чистота, изящество и деликатность. Художественная ковка -процесс необратимый, требует творческого осмысленного прикосновения, лишнего или неточного удара не терпит.
По крохам воссоздавалось былая слава петербургской школы литья и ковки. Дореволюционное мастерство обработки металла оказалось утраченным, традиции и технологии забыты. Рубеж 1970-1980-х годов, студенческие годы Валерия Николаевича совпали с моментом возрождения металлодекора, чему немало способствовали "мухинские" преподаватели тех лет - В.Н.Цыганков, Е.Л.Бабляк, А.С.Турин и А.П. Изоидко.
Изысканные торшеры, решетки, перильные ограждения, люстры и зеркала работы В.Н.Галкина определили декор роскошных банковских интерьеров ("Санкт-Петербург", "Промстройбанк", "Астро-банк"). Расстеклованные подвесы и торшеры поддерживают петровский дух оформления кинотеатра "Нарвский". В тропических зарослях Дворца Молодежи обитают его кованные фантастические птицы. В.Н.Галкиным воссоздан и отреставрирован интерьерный металлодекор любимого петербуржцами кофе "Север" и кинотеатра "Спартак".
Однако наиболее животрепещущим и первостепенным делом Валерий Николаевич считает обустройство "лица" Петербурга - городской среды. Состояние метал-лодекора в Петербурге оставляет желать лучшего, в отличие от лелейного отношения к нему, к примеру, в Париже. В неблагополучной экологической ситуации конца XX века металл оказывается более беззащитным, чем столетие назад. Потому в рамках инициативы "Красуйся, град Петров!" художник предлагает осуществить давно назревший замысел реставрации и воссоздания металлического убранства всего Невского проспекта.
Для В.Н.Галкина важно, чтобы его произведения "срослись" с городской аурой. Спектр творческих возможностей художника необычайно широк, но необходимо умерить собственные амбиции и подчиниться архитектурному замыслу, чтобы художественное литье и ковка стали продолжением здания. Особенно к тому обязывает петербургская архитектура. Потому амплуа свое Валерий Николаевич формулирует как стилистический или ретро-дизайн.
Игра со стилями подчиняется характеру и назначению объектов, за которые берется В.Н.Галкин, - сдержанность оформления решеток и козырька Ректорского флигеля Петербургского Университета, свободный поиск в решениях для современной Новоапостольской церкви, цельность метоллодекора фасада Малого драматического театра. Диапазон творческих интересов колеблется от индийских мотивов в оформлении могозина "Ганг" до участия в создании уникальной витрины Театра марионеток (проект Б.Каратее-ва). Оригинальная вывеска "Очки" ("Гранд-Оптика") предлагает возвращение к лучшим образцам рекламной традиции.
Особенно мастерски В.Н.Галкину удается сочетание классицистической строгости и иррациональности модерна. Хотя авторского клейма художник не ставит, его сформировавшийся почерк узнаваем.
Если прежде на пути стоял целый ряд проблем (отсутствие технологических баз, профессионально подготовленных людей и т.д.), то на сегодняшний день, когда накоплен опыт, имеются оборудованные производство и мастерские, каждый специалист вырастил не по одному ученику, имеется лишь одна, но принципиальная проблема -финансирование.
С одной стороны, необходима постоянная забота муниципальных властей о поддержании металлического ажура в ансамблях Петербурга. Приходится доказывать, что металлодекор, при своем декоративном характере, не есть вещь сугубо антуражная, но и во многом функциональная. Возможно ли представить петербургские набережные и мосты без оград, улицы без кованых фонарей, знаменитые сады без
С другой стороны, "медвежьей" услугой городу оказывается вложение капитала в непрофессиональную работу. Человек, которому доверено привнести свою лепту в облик Петербурга, должен обладать как техническим опытом, так и пониманием исторического контекста.
Художник по металлу сам по себе полифункционален -он автор идеи, эскизов, макетов, кузнец, он же и устанавливает собственное произведение. Все работы вышли из-под молота Валерия Николаевича, но кузнецом себя называть стесняется, ведь это означает первый во всем - создатель и орудия труда, и оружия. Сам же он лишь художник, пытающийся выразиться посредством металла. Звание Мастера для В.И.Галкина - предел, "потолок" владения своим мастерством, к которому стремится любой профессионал.
Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга, награда, которой особенно дорожит Валерий Николаевич, и недавно полученное звание Заслуженного художника Российской федерации есть не только оценка самого мастера, но и признание в целом искусство художественной ковки и литья, что должно выразиться в реальной заинтересованности и помощи современному профессиональному градостроительному творчеству.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>