Н. Тарасова и С. Стрижак


История мебельного производства в Санкт-Петербурге 


Успехам мебельного дела в Петербурге второй половины XIX начала XX веков предшествовала длительная история. Складывавшийся при Петре 1 новый образ жизни требовал и нового стиля жилья. Петр 1 активно приглашает иностранных мебельщиков, в том числе и для обучения русских мастеров. Для освоения "кабинетного дела" наши умельцы отправляются в Голландию и Англию. Как и но Западе, в России в это время уже существует специализация: мастера корпусной мебели и мебели для сидения, или "стульные мастера". Последние были выходцами из "переведенцев"-плотников из Устюга, Вологды, Каргополя, приписанных к Адмиралтейству и поселенных на Охте. Основанная здесь Петром 1 артель резчиков и в последующие периоды сумела сохранить свои традиции, принимая участие в работах по изготовлению столичной мебели. Так, например, охтинские мастера Носковы были в числе поставщиков мебели для Царского села. К сожалению, многие из петровских "пенсионеров" при Анне Иоанновне не были востребованы и бесследно исчезли.
Начало самостоятельного развития мебельного искусства относится ко времени царствования императрицы Елизаветы. Ни главный европейский поставщик мебели - знаменитый Давид Рентген, ни лучшие парижские мастера, выполнявшие заказы для дворцов Петербурга, Гатчины, Павловска, не могли в полной мере удовлетворить спрос на красивую и дорогую мебель. Поэтому в России, в частности - в Петербурге, появляются собственные мебельные производства, обслуживающие не только двор, но и высшие круги общество. Среди них - производства Гомбсо, Шарлеманя, Тура, Баумана. Эти мастера стонут не только партнерами, но и соавторами крупнейших архитекторов -Росси, Руска, Монферрана. Начиная с этого времени, все ведущие архитекторы - Растрелли, Камерон, Бренно, Тома де Томон - были и проектировщиками мебели.
История мебельного дела Петербурга первой половины и середины XIX века отмечена немногими, но очень яркими фигурами. Самая значительная из них - Генрих Гамбс, основатель фирмы, просуществовавшей до 1870г. Изделия этого мастера были для современников символом красоты, комфорта и респектабельности. Имя "механика и краснодеревца" Гомбса стало явлением культуры. Когда фирма братьев Гамбс - сыновей Генриха - прекратила свое существование, в Петербурге насчитывалось более полутора тысяч мебельных фабрик и мастерских (к концу века их станет меньше из-за укрупнения производств). Появление нового заказчика - буржуа и разночинцев - вызвало к жизни рост больших и малых мебельных производств. На смену уникальному и единичному приходит массовое. Совершенствуется производство, появляются новые технологии с применением паровых машин. Конкуренция в жестких условиях рынка диктовала необходимость поддержания качество продукции, стимулировала поиски индивидуальности, способствовала специализации. Одно из ее направлений - производство так называемой "стильной" мебели, то есть мебели, выполненной в различных исторических стилях. Этим занимались, например, мебельные мастерские П.В.Курочкино, Н.А.Лови-тона. Плетеную мебель производили И.Брейер, А.Готшальк, а характерную для эпохи мебель с использованием техники выжигания - мастерские Т.Б.Се-мечкеной, Л.А.Штрам. Особенности стиля "модерн" в начале XX века предъявили свои требования к производству. Так, предприятие Х.Б.Розен-берга на Содовой, 22 имело два отделения - мебельное и сопутствующее витражное.
При этом многообразии существовали бесспорные лидеры в своей узкой специализации. По отзывам современников, одним из лучших резчиков Петербурга начала XX века был мастер Сусарин. Вполне вероятно, что именно его мастерской мы обязаны сохранению в топонимике нашего города названия улицы Мебельная в Новой Деревне, вблизи которой располагалось тогдашнее производство.
Несравненным мастером набора был Н.Ф.Свирский, владелец крупной мебельной, паркетной и столярной фабрики, не раз удостоенной медалей на российских и международных выставках за "мебель с инкрустацией". Будучи сам вы-сококлоссным исполнителем, Свирский сумел организовать многопрофильное производство, на котором работало свыше двухсот пятидесяти человек и существовали подразделения "обойное", "столярное", "резное", "вышивальное", "паркетное". Интересной страницей его биографии быласовместная работа с художниками "Мира искусства" - А.Н.-Бенуа, Л.С.Бакстом, Е.Е.Лансере - в организованном ими коммерческом предприятии "Современное искусство" с постоянно действующей выставкой. Это начинание было своеобразной попыткой воплотить в жизнь утопическую мечту о совершенном жилище, некоем синтетическом интерьере, создаваемом творческим союзом одаренных архитекторов, художников, мебельщиков. Стремление к синтезу искусств, как и неприятие обезличенного, массового, было характерно для эпохи модерна. Имея статус поставщика императорского двора, Свирский выполнял как традиционные заказы, ток и исключительные - отделка царской яхты "Полярная звезда", о также салонов двух ширококолейных императорских поездов. Работая над отделкой интерьеров библиотеки Зимнего дворца в 1894г., он сотрудничал с Ф.Ф.Мельцером, владельцем столь же известной в Петербурге фабрики, располагавшейся на набережной реки Карповки 21, где и поныне существует мебельное производство.
И, если фамилия Мельцер ныне хорошо известно, то имена других не менее значительных мебельщиков этого периода известны немногим. А, между тем, высокое качество исполнения отличало мастерскую С.П.Зимина, основанную в 1887 году и к началу XX века превратившуюся в крупное мебельное производство, располагавшееся сначала но Загородном проспекте 15, затем на Можайской улице, 47; фабрику Ф.Ф. Тарасова, возникшую в 1891г. как небольшая обойная мастерская и ставшую в 1910-х годах одним из крупнейших столичных производителей мебели, чей магазин располагался на Морской, 15. Тарасов выписывал из Германии современные инструменты, заказывал французскую фурнитуру и ткани, получал новейшие фотоальбомы и проекты. В 1912г. он был удостоен титула "Поставщика двора Его Императорского Величества".
Смена стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве диктовала изменения в технологии производства, замену материалов и способов их обработки, развитие сопутствующих производств. Так, на рубеже XVIII-XIX веков происходит смена приоритетов: от золоченой и крашенной мебели к использованию карельской березы и полированного дерева с бронзовыми накладками. В 70-80-х гг. XIX века в моду входит ток называемая "кутаная" мебель, появляется гнутая мебель, диктовавшая освоение технологии гнутья с использованием пара. (,
В конце XIX - начале XX века широко используются новые древесины - бук, серый клен, ясень, в качестве основного способа отделки применяется матовая полировка. Фабрики оборудуются новейшими машинами, - "действующими большей частью электрической тягой". Такова --И было фабрика А.Г.Васильева на 20-й линии Васильевского острова. Оно было в числе немногих мебельных производств, приглашавших к сотрудничеству художников.
Некоторые из петербургских мебельных фабрик были интегрированы в европейские производства. Основанная в 1865 году в Штуттгарте фабрика кожаной мебели В.Кноля, в 1907г. открыла в Петербурге свое отделение, возглавляемое Эриком Васильевичем Кнолем. Петербургское отделение получало материалы из Германии, имело значительный годовой оборот и успешно реализовывало продукцию в России и за ее пределами.
Замечательную возможность для демонстрации достижений предоставляли многочисленные российские и разнообразные международные выставки, как традиционные художественно-промышленные, так и специализированные: франко-русская выставка Общества Красного Креста,  "Детский мир", Гигиеническая выставка, Кожевенная выставка, Выставка искусств.
География выставок было чрезвычайно широка - Лондон, Копенгаген, Милан, Париж, Брюссель, Бордо, Глазго. Всякий раз петербургские экспоненты отмечались и часто получали высшие награды. О высоком уровне столичной школы свидетельствует выставка 1896г. в  Нижнем Новгороде, где почти все (!) петербургские мебельщики, участвовавшие в ней, были удостоены бронзовых, серебряных и золотых медалей. А, между тем, это было достаточно сложно, так как количество участников было поистине огромным.
Всякая выставка - это возможность определения общих тенденций, осознания своего места в профессионольном сообществе. Продолжают российские традиции и современные петербургские мебельные  выставки - IFEP и FIDEXPO. Токовой стала и выставка, прошедшая  в феврале этого года. Среди стилевого разнообразия экспонентов FIDEXPO-99 петербургская фирма "Антик" - яркий пример продолжения традиций северной столицы, успешно решающая задачи изготовления точных копий с исторических образцов, той самой "стильной" мебели, воссоздания мебельных интерьеров по сохранившемуся эталону, реставрации антикварной мебели по старинным технологиям. В фирме работают мебельные мастера высочайшего класса, имеющие за спиной многие годы кропотливых работ по воссозданию мебельных интерьеров в реставрационных мастерских Эрмитажа и Росреставратора, прошедших регистрацию в КГИОП. Искусно выполненная резьба, изысканные формы отполированного вручную дерева, передовая природную фактуру материала, поражают воображение разнообразием насыщенных красок - от почти белого, желтого, янтарного до темно-красного. У эксклюзивных изделий тщательно соблюдены старинные технологии (изготовленный по старинным рецептам лак, натуральный костный клей, даже при набивке сидений используется конский волос или специально обработанная трава).
 Интерес к произведениям русских мебельных мастеров за пределами России не угасал. Мебель производства фирмы "Антик", покинувшая
пределы России, успешно пополняет частные западные коллекции, ее можно увидеть и приобрести на аукционах, в частности, в Русском салоне Нью-Йорка. Однако на сегодняшний день подобная мебель становится все больше востребована отечественными ценителями мебельного мастерства.
Высокий уровень нынешних мастеров в сочетании с активным усвоением исторического контекста будут непременно востребованы как при реконструкции прошлого в петербургских архитектурных памятниках, так и при созидании нашего настоящего.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>