Ольга Курленина, архитектор


КОЛОРИСТИКА ПЕТЕРБУРГА



Колористика Санкт-Петербурга зародилось в первые годы его существования, когда по указанию Петра Великого стали окрашивать под "красный голландский кирпич" еще деревянные дома новой столицы. Каждая историческая эпоха обогащала ее палитру своими характерными сочетаниями.
Первый архитектор Петербурга - Д.Трезини разработал проекты "образцовых" каменных домов, показанные для внедрения. Использовались краски - червлень, охра, празелень (красная, желтая и зеленая).
Эпоха Александра 1 вносит свои коррективы в облик города. Согласно указу императора, дома предписывалось красить именно светлыми тонами. А в качестве образцов цвета застройщикам присылались специально окрашенные деревянные дощечки - прообраз современной колерной книжки.
Тогда же были введены стандартные цвета для металлических крыш - зеленый и красный. Для казенных зданий чаще применялось желтая краска - охра, кок наиболее экономичная и обладающая высокой стойкостью. Согласно указаниям государя подбором и контролем колеров занималась "Комиссия строений", а надзор за его исполнением был возложен на полицию.
В середине XVIIIa. зодчий К. Росси осуществил комплексную застройку центра города архитектурными ансамблями. А поскольку образующие их здания объединяются единым колером, то с этого времени цвет приобретает градостроительную роль.
Конец Х1Хв. характерен бурной застройкой города и некоторой утратой сложившейся ранее системы в окраске зданий. Особенно много тогда было построено доходных домов и, как правило, в смешанных стилях. Их владельцы, злоупотребляя безвкусными сочетаниями, использовали для окраски в основном темно - коричневую краску "мумия" в разбеле как самую дешевую и менее всего маркую .
Эта мода, к сожалению, охватила тогда не только новую застройку, но и памятники архитектуры - Зимний дворец, Пажеский корпус, Аничков дворец и другие здания.
В 1903г. при обществе архитекторов - художников была создана комиссия, куда входили А.Н.Бенуа, И.Е.Лансере, В.Я. Курбатов и другие выдающиеся деятели искусства и культуры. Благодаря их работе многие памятники архитектуры обрели первоначальное цветовое лицо.
В советский период проблема окраски улиц города впервые поднимается в 1932г. на специальной секции производственных искусств ЛОГАИС. Появились нейтральные желто-красные тона, с выделением темно - кроеным цветом зданий, имеющих общественную значимость. Именно такие цвета были рекомендованы в то время исследователями воздействия цвета на психику человека. В 1933г. при Архитектурно - планировочном отделе Ленсовета (сейчас - КГА ) - была образована группа окраски фасадов во главе с колористом Е.С.Хмелевской, для цветовой разработки как отдельных объектов, так и целых улиц, площадей и кварталов. Проекты их окраски разрабатывались в виде цветных чертежей-разверток фасадов, которые обсуждались на Художественных советах.
Но основе послойных расчисток штукатурок зданий разных периодов постройки группе Хмелевской, совместно с КГИ-ОП, в ряде случаев удалось восстановить их первоначальные и исторические колера. Причем, на каждый выдающийся памятник архитектуры устанавливался свой конкретный цвет, не обязательно вошедший позже в ток называемую колерную книжку.
Вычленяя и систематизируя наиболее типичные колера для различных исторических эпох и стилей, Е.С.Хмелевская из 300
образцов оставляет всего 40 и на их основе прелагает цветовую корту города. После войны оно была утверждено Градостроительным советом Управления по делам архитектуры. Образцы этих колеров используются архитекторами и колористами и сейчас.
В 1953г. Е.С.Хмелевскоя формулирует общие принципы цветовой организации города. На примере окраски зданий центра оно показала, что необходимо учитывать архитектурный стиль, ансамблевое решение при окраске, планировку улиц, их освещенность, местоположение зданий, а также научные основы восприятия цвета и пространства. Е.С.Хмелевской были начаты эксперименты по окраске зданий времени "эклектика", продолженные в семидесятые годы ее последователями - колористами Е.Б.Бадеевой и Г.Г.Блиновой. Теперь колер зданий этого времени подбирается с учетом ориентации их архитектуры на определенный стиль.
Сегодня, при разработке проектов цветовых разверток и выдаче колерных бланков но ремонт фасадов, архитекторы, поддерживая традиции и творчески развивая принципы нашей колористи-ки, анализируют композицию улицы, ее застройку, направленность, силуэт. Окраска зданий проектируется с учетом обзора фасадов с различных расстояний и перспектив.
Цветовой облик города и его архитектура подчас нарушается самовольной окраской или, того хуже, - облицовкой камнем фасада здания арендатором или собственником. Есть немало случаев, когда каждый арендатор красит "свой" кусочек фасада своим колером, нарушая целостность неповторимой цветовой палитры "северной столицы", созданной трудом многих поколений архитекторов и художников.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>