Андрей Булах, профессор СП6ГУ


Вглядимся в прошлое

 РАДИ БУДУЩЕГО


Время неудержимо мчится вперёд, преподнося строителям и реставроторам не только новые материалы и технологии, но и новые нормы жизни города. Становится всё труднее сохранять дух былого в историческом центре Петербурга, о материальное выражение эстетики архитектурного наследия во многом остается за пределами сознания петербуржцев. Эрозия забвения коснулась и наших познаний о природном камне в декоре исторических зданий, памятников и других произведений монументального искусства. Любой из нас сведущ в том, что каждому дизайну одежды должен отвечать только свой по фактуре, цвету и легкости материал. Но когда историки архитектуры Петербурга говорят о наших зодчих, например, о Карло Росси, то ведут речь обо всем, включая тайну его происхождения, и никогда не пишут (а, видимо, и не знают?) о гранитох и других каменных материалах, использованных им в декоре зданий. А, кстати, - каких же?.. В серии наших с Н.Б. Абакумовой книг "Каменное убранство Ленинграда-Петербурга" ("Центр города", 1987г.; "Главные улицы города", 1993г.; "Город в необычном ракурсе", 1997г.; "Этюды о разном", 1999г.) мы последовательно развиваем эту тему. Осветим ее несколько по-новому здесь.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОТОТИПЫ

Первым строительным и декоративным камнем в Петербурге стал ппит-чатый известняк, используемый и поныне. О нём хорошо рассказано В.В. Токаревым в этом журнале, в №1 за 1998 год. Но подчеркнём другое: первым строителем и архитектором Петербурга был До-менико Трезини, работавший до этого в Копенгагене. Оттуда и из других приморских городов севера Европы Пётр I перенёс на берега Невы архитектурный стиль, именуемый сейчас петербургским или петровским барокко. В тех городах для облицовки цоколей зданий,выполнения лестниц порталов и декоративных деталей фасадов традиционно применялся плитчатый известняк. Добывать его начали в IX-X веках но острове Эланд у Швеции, на островах Моозундского архипелага и вблизи Ревеля-Толлинна. Накопившейся к началу XVIII века большой строительный опыт и художественные традиции применения этого камня архитекторы петровской поры перенесли в Петербург, используя при этом месторождения известняка в окрестностях новой столицы.
Не менее известен знотокам архитектуры пудосккий камень, названный так по месту добычи у села Пудость неподалеку от Гатчины. Из него были сделаны, например, фонтаны и гроты в Летнем саду. Это пористый известняк, именуемый еще травертином. Любопытный факт - в это же самое время, в 1710-е - 1730-е годы, именно такой же камень был в моде при создании гротов в содах лондонских вельмож. А везли они его издалека - с берегов Бристольского залива. И другая аналогия - известно, что архитектурные силуэты Казанского собора навеяны Павлу 1 собором св. Петра в Риме. Материалом колонн в портике этого собора и в обрамлении площади перед ним является травертин, он повторен А.Н. Воронихиным в Казанском соборе, здесь это пудостский камень из-под Гатчины.
Очень красив малиново-красный шок-шинский порфир в цоколе памятника Николаю I. Выбор камня по его цвету и равномерности его окраски не случаен -он имитирует порфир из древних египетских месторождений, использовавшийся в надгробиях тех далёких времён.
Так же не случайно увлечение архитекторами Петербурга - итальянцами Ринальди, Бренна и другими зодчими более поздних времён - тивдийским мрамором из Прионе-жья. По своему цвету и рисунку он служил хорошей заменой модным в западно-европейской архитектуре испанским мраморам. Кон-трастно-полосчатый бело-чёрный ювенский мрамор с северной Ладоги также имеет свои, хотя и отдалённые, прототипы в архитектуре городов средневековой Европы.
Есть в Петербурге и свои особенные каменные меты его истории. Это два гранита. Во-первых, это так называемый сердобопьский гранит, из которого иссечены всем известные атланты в портике Нового Эрмитажа. Этот неповторимый по своей спокойной красоте серый камень добывался на островах и берегах северного Приладожья у гор. Сер-доболь (ныне - Сортавала). Во-вторых, это финский розовый морской гранит. В названии отражены его цвет и место добычи, в XVIII - начале XX вв. это были острова и прибрежные каменоломни Финского залива. У этого камня есть и другое, более причудливое название - рапакиви; но гранитов, называемых ток геологами, много в разных местах мира. Камень же с берегов и островов Финского залива неповторим по своему цвету и рисунку - это светлый коричневато-розовый гранит, в котором округлые, яйцевидные (диаметром 5-7 см) выделения полевого шпата погруженны в среднезернистый агрегат других минералов. Уникальным образцом этого камня является Александровская колонна. Его мы видим повсюду: в постаменте Медного всадника, внутренних колоннах Казанского собора, мощной колоннаде Исаакиевско-го собора, парапетах набережных, в облицовке цоколей зданий Сената, Синода, Академии наук - это непременный атрибут каменной красы Петербурга.
В 1860-х годах в петербургскую архитектуру пришли песчаники - светло-серые, желтые, охряно-красные - из Польши и Германии. Это был модный материал в оформлении фасадов зданий старых городов Европы. У нас он оказался удачным для зодчих, обратившихся к неоренессансу и обновлению и переосмыслению других архитектурных стилей городов средневековой и более поздней Европы. А время модерна в искусстве проявилось в каменном декоре зданий Петербурга широким использованием особого желтоватого мягкого сланца из Финляндии. Его нередко называют мыльным камнем за ощущение руки при прикосновении к некоторым из его разновидностей, но главное - он хорошо поддаётся резцу скульптора. Впервые этот камень был использован Л. Сонком в наружном оформлении собора св. Михаила в Турку, затем география мест и приёмов его использования расширялись и он дошёл и до Петербурга. В нашем городе филины, зайцы, рыси, ящерицы, медведи, волки, грибы, лесные травы - все эти непременные элементы украшения фасадов зданий в стиле северного модерна выполнены в мыльном камне из Финляндии и Швеции. Стиль рождается в определённом материале, о он подчиняет себе стиль. Художники сами создают новое и сами оказываются подчинёнными созданному ими.

СОХРАНЕНИЕ ПРОШЛОГО -ЭТО, КОНЕЧНО, ТРУДНОЕ И ОЧЕНЬ ДОРОГОЕ ДЕЛО

Выше перечислены главные типы и разновидности природного камня в архитектурном декоре исторического центра Петербурга. Более полный их список и характеристики можно найти в уже указанных наших книгах и в прекрасной монографии М.С. Зискинда "Декоративно - облицовочные камни" (1989). Большинство мест их добычи находится за нынешними пределами России. Они разрабатываются и сейчас, но покупка камня за рубежом - дело особое, и, прежде всего, надо глубоко понять и прочувствовать историю города и художественные ценности его архитектуры, чтобы поверить в неповторимость его каменной красы и необходимость закупки камня для реставрационных работ за рубежом - в Финляндии, Польше, Германии для работы на тех объектах, где этот камень был использован.
Нередко ремонтные и реставрационные каменные работы ведутся сейчас по простому и, казалось бы, очевидному принципу:
"гранит - но гранит", "мрамор - но мрамор", "красное - на красное", "полосатое - на полосатое". Из административных кабинетов трудно увидеть разницу в камне, обозначенном одним и тем же "ГОСТом". А между тем, одних только, например, розовых гранитов очень много - разных по цветовой гамме, рисунку и структуре. И финский гранит совсем не похож на гранит из-под Кузнечного или Каменногорска.
Каждый помнит из детства, как болезненно ярко выступали на его одежде неудачно подобранные бабушкой заплаты, о каменный наряд Петербурга реставрируется именно по зоплатному принципу, об этом уже не раз приходилось писать в книгах и газетных статьях. Пройдите вдоль обновлённой Английской набережной от моста Лейтенанта Шмидта до Петровской пристани. В пестроте гранитов вы собьётесь со счёта. А дальше - до Дворцового, а за ним - до Троицкого моста, где набережная ещё не реставрировалось, - здесь только один сорт камня: розовый финский морской гранит. Боязно думать о лоскутном гранитном одеяле обновлённых стен и парапетов старых набережных Невы, Фонтанки, канала Грибоедова... Узнал бы их Пушкин, если бы вернулся в наше время? Не приучим ли мы поколение наших детей к безвкусию, воспитывая их на этих примерах якобы нетронутой красоты? Образец безобразия может превратиться для них по их простоте и искренности в эталон старой работы. А дальше они сделают следующий шаг сами...
Впервые за послевоенные годы мрамор из-за рубежа был куплен в Италии для реставрационных работ в Петергофе, затем -для восстановления Храма Воскресения Христова. В прошлом году доставили финский гранит для реконструкции Адмиралтейского проспекта. По замыслу, рисунок и цвет камня в плитах тротуаров должен был бы гармонировать с колоннами Исаакиевского собора -камень был привезен из того же самого месторождения. Однако новая технология механической обработки поверхности плит и полученная в результате фактура камня почти перечеркнули этот замысел. Ток, вслед за подбором аналога исторического же камня неизбежно встаёт другая проблема работы реставратора, о именно: умение придать правильно выбранному материалу необходимый вид под старину.
Традиции использования камня неожиданно диктуют реставраторам ещё одну сложность в их деле. Вглядимся в гранитную облицовку цоколя знакомого всем здания Главного штаба на Дворцовой площади. Каждый ведь хорошо помнит его. Но... Но гранит разный. Слева от арки он розовый, справа серый, о за изгибом здания, ближе к Невскому проспекту и на нём он опять розовый. Так отражены разное назначение и время создания различных частей этого, казалось бы, единого здания.
И другой пример - Биржа и Ростральные колонны. Снова использован финский гранит серого и розового цвета. Если не обратить но это внимание, можно легко ошибиться при реставрации ансамбля как единого целого, задуманного и созданного одним и тем же архитектором. В постаментах колонн и верхних рядах облицовки цоколя Биржи камень серый, нижние ряды облицовки этого цоколя розовые. Архитектор внёс в дизайн прочувствованную им цветовую гамму окрасок природного камня. Поэтому отклонения реставраторов от первоначального цвета любой другой, - штукатурной или из иных материалов части сооружения, - вызовут явный диссонанс.Ток и случилось с Ростральными колоннами - в апреле 1999 года сняли леса и защитную ткань и серый камень постаментов ясно оттенил явное искажение в колере обновлённого штукатурного покрытия ствола колонн. Точно также на фоне серого сердо-больского гранита в базе Инженерного замка хорошо заметно отклонение от исторического цвета штукатурки стен при их последней реставрации. Незнание свойств камня преподносит неожиданные сюрпризы. Цвет штукатурки при любых обновлениях должен гармонировать с колером камня, который не сделаешь иным.
Каков же главный цвет камня в Петербурге? И почему? Главная каменная историческая мета города - это финский розовый морской гранит. В своей статье в журнале "Минерал" (1998, №1) мы совместно с В.В.Гавриленко и Н.Д.Рундквист подробно развили эту тему, обратив внимание на некий подлог в производственной литературе и некоторых газетных публикациях, в которых ставится знак равенства между финским розовым морским гранитом и нашими гронито-ми из нынешних мест их разработки на Карельском перешейке. Сравнить их разновидности легче всего на Дворцовой пл. Ствол и постамент Александровской колонны выполнены из розового гранита, разбивка на квадраты центра площади - серыми и розовыми плитами. Хорошо видно, что розовый гранит более радостен и в без того унылом и сером осеннем городском пейзаже нашего города. Досадно же то, что именно розовато-серый и серый гранит из-под Каменногорска сейчас применяют почти для всех каменных робот в историческом центре Петербурга. Колер города незаметно, но всё более и более насыщается мрачными тонами.
И, наконец, камни, как ноги, надо регулярно мыть. Им тогда лучше.

ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ В НОВЫХ РАБОТАХ

Много новых хороших примеров использования природного камня даёт ном наше время. Последний из них - оформление здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. В город пришли нетрадиционные для него виды гранита и другого камня из разных стран мира. Они умело используются в интерьерах и в фасадах зданий. Когда же дело касается исторического центра Петербурга, каждое проектное задание должно проверяться на его соответствие духу старины. Но отвергать новое нелепо. Оно всегда победит. Надо лишь стремиться, чтобы оно гармонично сочеталось со старым.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>