Виктор Локтионов, Вице-губернатор Санкт-Петербурга,
 Председатель Комитета по строительству


 "Изменение жилищной политики - модернизация послевоенных окраин"

Изложение доклада на международной конференции "ГОРОДА В КОНФЛИКТЕ", Санкт-Петербург, 23-26 мая 1999 года



Организаторы конференции предложили сделать доклад на достаточно узкую, на первый взгляд, тему. Однако простое описание территориальной структуры Санкт-Петербурга наглядно демонстрирует, что вопросы модернизации районов послевоенной застройки - а это не менее двух третей его территории - по сути своей являются глобальной проблемой нашего города.
В данном аспекте и само название нашей конференции - "Города в конфликте" - представляется очень метким. Развитие городской застройки в послевоенный период в значительной мере отвечало решению жилищной проблемы. Но, несмотря на огромные объемы жилищного строительства в 50-е - 80-е годы, оно до сих пор не решена.
В Санкт-Петербурге около 18% семей живут в коммунальных квартирах, 4% - в общежитиях, 77% - в отдельных квартирах и около 1.5% - в индивидуальных домах. Общая площадь жилого фонда на 1 января 1998 года составляло 91 млн. кв. метров, из них 12% обветшали и нуждаются в модернизации.
За период с 1992 по 1997 год число коммунальных квартир сократилось на 18%, а удельный показатель жилой площади на одного проживающего возрос с 11,4 кв. м до 11,8 кв. м, но по результатам опросов 46% жителей Петербурга не удовлетворены своими жилищными условиями.
С советского периода ношей истории сохранилось такое понятие, как "очередь на улучшение жилищных условий". Она формируеся из семей, обеспеченных жильем на уровне меньшем, чем минимальная утвержденная социальная норма (сейчас -около 14 кв. метров на человека). Несмотря но приостановку строительства бесплатного жилья, содействие семьям очередников в улучшении условий проживания по-прежнему входит в обязанности Администрации города.
На 01.01.99 года в Санкт-Петербурге в списке очередников состояло 313,5 тысяч семей. Для обеспечения их жильем при средней плошади квартиры 50 кв. м требуется не менее 15 млн. кв. метров жилья. При этом мы понимаем, что реальная потребность в жилье гораздо выше - ведь социальная норма жилой площади на одного жителя в Санкт-Петербурге в 2-3 раза меньше, чем во многих городах Европы.
Таким образом, увеличение объемов строительства жилья остается важнейшей задачей. Вместе с тем, колоссальное увеличение объемов жилого фонда в послевоенный период создало массу проблем другого порядка (пятиэтажки 50-60-х годов).
Главная из них состоит в том, что жилой фонд первого поколения массового домостроения в значительной степени устарел морально. Планировочные и пространственные решения, считавшиеся передовыми еще 20-30 лет назад, уже не отвечают современным требованиям. Динамика развития современного общество так высока, что качество архитектурно-пространствен-ных решений, применяющихся в массовом домостроении, не поспевает за повышением социальных стандартов.
Развитие территорий для жилой застройки требует значительных капитальных вложений в инфраструктуру. Технологии строительства, обеспечивавшие в 50-60-е гг. возведение жилых домов в кратчайшие сроки и с минимальными затратами, определили характер застройки - жилые дома не выше пяти этажей. Средняя плотность застройки кварталов составляет 4-5 тыс. кв. м на гектар. В кварталах постройки 70-80-х гг. этот показатель достиг 9-12 тыс. кв. м на гектар, т.е. в районах пятиэтажек территории используются не вполне адекватно своему потенциалу, приводя к росту затрат на развитие и эксплуатацию коммуникаций.
. Особой проблемой послевоенной застройки 50-60-х гг. является высокая энергоемкость жилого фонда. Затраты но отопление являются важнейшей эксплуатационной характеристикой. Технологии и проекты типового строительство в условиях плановой экономики не предполагали возможного повышения цен, происходящего с 1991г. Проблема усугублено тем, что значительная доля коммунальных платежей субсидируется государством. В условиях кризиса увеличение объема жилого фонда становится непосильным для городского бюджета.
Разрешение этого конфликта мы видим в следующем. Реконструкция - главное направление развития постиндустриального города. Прежде чем приступить к строительству новых кварталов, город пройдет период переустройство уже существующих. Территориальный резерв города составляет 16 тыс. га, из них около 7 тыс. га в кварталах пятиэтажек, нежилых зон промышленно-сели-тебного пояса и в жилом поясе послевоенной застройки. В перспективе упор будет делаться на уплотнение путем застройки нерационально используемых пространств,
что возможно без изменения действующих норм плотности и инсоляции. Моссовоя реконструкция территорий крупнопанельных домов первых серий ожидается после завершения основных этапов жилищно-коммунольной реформы, когда граждане будут оплачивать расходы но эксплуатацию жилья в полном объеме.
Можно выделить ряд ключевых направлений по созданию благоприятных условий среды обитания.
На примере печального опыта пятиэтажек планируется увеличение объема жилого фонда с характеристиками, превышающими действующие стандарты. Особо пользуются спросом малоэтажные дома но Крестовском острове, в Конке и Коломягах. Существуют разработки проектов отдельных кварталов с коттеджами и сблокированными домами: районы - Горская, Северная долина, севернее Новоорловского лесопарка, Курортный, Колпинский; города Пушкин, Павловск, Петродворец. Ломоносов, Зеленогорск.
В кварталах таун-хаузов плотность населения почти равна плотности в домах секционного типа, но каждый дом имеет свой вход в зеленую зону. Просторные - 120-150 кв. м индивидуальные дома с собственными палисадниками будут строиться всего в 20 минутах езды от центра города.
Существует мнение, что приобретение элитного жилья доступно узкому слою населения, и поэтому мы прогнозируем дальнейшее развитие застройки "белых пятен" многоэтажными кирпичными и панельными домами. При этом необходимо административное регулирование подходов к проектированию. Резко ужесточены строительные требования к теплопроводности ограждающих конструкций зданий, что привело к активному внедрению новых технологий массового домостроения, позволяя строить комфортное и недорогое жилье с высокими теплотехническими характеристиками.
Важным вопросом Администрации СПб остается опережающая инженерная подготовка неосвоенных территорий в районах существующей застройки. Но ряде таких площадок успешно опробована модель финансирования за счет кредитов МБРР с последующей продажей земельных лотов частным застройщикам.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>