Вячеслав Громов


ПОРТРЕТ МАСТЕРА
 ВИКТОР МАТВЕЕВИЧ ФРОМЗЕЛЬ



Ахитекторы и строители старшего околения прекрасно знают Викто-а Матвеевича. Для них он давно маститый созидатель, внесший весомый вклад в строительство Ленинграда. А знают ли молодые, что сотни и сотни зданий построены по его проектам (или при его участии) в Петроградском, Выборгс-ком и Приморском районах города?..
Когда речь зашла об интервью для этого очерка, Виктор Матвеевич озадачил - неужели это будет кому-нибудь интересно читать?.. До чего живучи представления, что публицистика - не для архитекторов: о тех, кто самоутвердился и достиг значительных высот, красноречиво говорят их постройки, а о других и писать нечего...
В 1999г. заслуженному архитектору России В.М. Фромзелю исполнилось 90 лет. Но и сейчас он занят любимым делом, завершая работу над интересным проектом, который, к счастью, оказался востребован. Сегодня поэтому была бы уместна и его подпись под словами великого венецианца, о котором он говорит с почтением. Поясним, о каком проекте идет речь.
Кто не восхищался "Домом с башнями" (1913-1915 гг., орх. А.Е. Белогруд) у станции метро "Петроградская"! Восторгались им все, но до сих пор никто не рисковал закрыть неприличную "дыру" за ним в пятне застройки по ул. Л.Толстого. Только большой искусник и виртуоз мог взяться за эту задачу, не опасаясь конфуза, - столь не просто на этом крохотном и неудобном "пятачке" найти верные художественные и пространственно-планировочные решения.
Однако Виктор Матвеевич отважился. Идея проекта вызревала давно и не случайно: он много строил в Петроградском районе, прекрасно знает и чувствует все нюансы его архитектуры, о главное - Андрей Евгеньевич Белогруд был некогда его обожаемым наставником... Проектные предложения были утверждены Главным архитектором города в январе 1997г., а спустя несколько месяцев появился и заказчик - ОАО "Петербургст-рой". Пройдет еще немного времени - и рядом с домом А.Е. Белогруда по ул. Л.Толстого появятся два новых: №2а -многоэтажный жилой дом с фасадом, решенным в неоклассическом стиле, и №26 - оригинальный по планировочным решениям офисный корпус.
Разве все это не достойно восхищения и оваций?
В.М. Фромзель - из того поколения ленинградских архитекторов, кто на рубеже 20-х-ЗО-х годов принял эстафету из рук выдающихся мастеров прошлого. Он горд и счастлив, что в годы учебы в ЛИСИ (1927-1931 гг.) его педагогами были профессора А.А. Оль, А.С. Никольский, а позже в Академии Художеств - И.А. Фомин, А.Е. Белогруд, В.А. Щуко, В.Г. Гельф-рейх, Л.В. Руднев, Н.А. Троцкий... Комментарии, как говорится, излишни. И хотя утверждают: "нет плохих учеников - есть плохие учителя",- согласитесь - не всякая почва дает добрые всходы. А в данном случае они оказались хороши.
Первые творческие шаги сделаны В.М. Фромзелем ровно 70 лет назад. В 1929г., будучи всего второкурсником, он вместе с группой студентов во главе с профессором А.А. Олем занял 1 место на конкурсе проектов столичного Дома культуры Союза металлистов. Чуть позже принял участие в проектировании Академии связи им. Буденного...
Но самые главные страницы творческой биографии были написаны в Лен-НИИпроекте, которому он отдал почти 50 лет (начиная с 1 декабря 1934г., когда был принят в мастерскую Г.А. Симонова). Со временем здесь он в совершенстве овладел всеми канонами проектирования, проявил отменный художественный вкус, тонкое видение архитектурной задачи, накопил громадный профессиональный багаж. Но этого могло и не случиться, не имей он дарованных свыше неиссякаемой энергии, упорства, остроумия и находчивости. А всем этим он и сейчас может зарядить любого.
Тогда же в 1934г., в мастерской Г.А. Симонова, Виктор Матвеевич познакомился с Олегом Ивановичем Гурьевым -молодым (ему было 23 года), но исключительно одаренным архитектором и художником, ставшим другом и единомышленником на всю оставшуюся жизнь. О.И. Гурьев, происходя из семьи известного в свое время художника И. Гурьева, близкого к кругу Шишкина, был воспитан на самых лучших традициях классической русской художественной школы.
Подарком судьбы считает Виктор Матвеевич те 25 лет, которые он проработал вместе с О.И. Гурьевым, особенно те годы, когда тот был руководителем мастерской. Нет необходимости приводить полный перечень их авторских работ -его можно составить по любому солидному справочнику по архитектуре Ленинграда. Скажем о самом важном.
Каменноостровский проспект - это гордость Ленинграда-Петербурга, архитектурная симфония, партитура которой было дописана только в послевоенные годы, - до этого на нем еще хватало "белых пятен". А в том, что этот аристократ Петербурга стал именно таким, каким мы его знаем, - немалая заслуга дуэта Гурьев-Фромзель, заслуга в том, что свою градостроительную задачу они решили с учетом исторического контекста, обратившись к художественным приемам и лексике классической школы. По их проектам здесь были построены жилые дома:
№№ 2, 17, 25, 27, 27а, 34, 47 и другие здания в этом же районе. По оценке авторов сомой большой их удачей оказался проект дома №2 - на углу Каменноос-тровского и Кронверкского проспектов, выполненный в традициях классицистической архитектуры и построенный в 1949-1951 гг. (на месте старого двухэтажного деревянного дома). Дом, действительно, хорош: его фасад изящным полукружьем галантно уступает место площади и встречает прохожих светлой улыбкой... (другие дома были не хуже, если бы не утратили ряд достоинств на стадии утверждения).
Самым большим достижением О.И.Гурьева Виктор Матвеевич считает монументальное здание ЛенНИИпроек-то но Троицкой площади (1956г., соавторы Я.Н. Лукин, А.П. Щербенок), с появлением которого площадь обрела совершенно иной статус, полностью преобразилось.
Идеи и взгляды кандидата архитектуры О.И. Гурьева имели глубокие корни. Он понимал, что законы гармонии так же естественны, как и законы природы, которые нельзя ни придумать, ни отменить -их можно только познать и применить затем на практике. Он был современным последователем А. Палладио, творчество которого высоко ценил за гармоничный сплав рациональных и эмоциональных начал, гуманизма, мудрости и чистоты мысли и чувств. Результаты своих многолетних научных исследований по творческому наследию великого венецианца он обобщил в монографии "Композиции Андреа Палладио" (1984г.).
К сожалению, потенциал тандема Гурьев-Фромзель в полной мере не раскрылся. В пору борьбы "с излишествами" в архитектуре О.И. Гурьеву надоело упражняться в рисовании "коробок" и он вынужден был перейти на преподавательскую работу (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, ЛИСИ).
Один из классиков заметил, что история - это постоянная борьба с природой, нищетой, невежеством, бессилием; и сделать шаг вперед в этой борьбе - значит каждому сделать его непосредственно...
Виктор Матвеевич всегда шел вперед, был "первой скрипкой" в коллективе. Для него жизнь - это любимое дело. Его важное достоинство - твердая и ясная позиция по всем принципиальным вопросом бытия. Превосходный знаток мастеров прошлого, более всего влюбленный в Б.Растрелли, прекрасный, щедрый на остроты и образные выражения собеседник, жизнелюб, которому неведомы пессимизм или уныние, в свои 90 лет продолжает работу. У него наготове еще восемь проектов.
"...Легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки..." - таким по словам Осипо Мандельштама был в начале веко Каменноостровский проспект.
В середине XX века О.И. Гурьев и В.М. Фромзель, шаг за шагом, завершили его застройку, проявив при этом не только настойчивость и последовательность в отстаивании своих проектов, но и подлинное мастерство. Это был тот случай, когда талант поддерживают три кита:
горение, терпение и умение.
Их каменные автографы, тактично вписавшись в среду архитектуры Петроградской стороны, срослись с ней, не выпячиваясь и не заслоняя разноликих соседей.
Их трудами Коменноостровский стал одним из главных проспектов Великого города, частью той реальности, о которой мы с гордостью говорим - исторический центр Санкт-Петербурга.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>