Сергей Тирских, архитектор


ИВАНГОРОД - первое окно в европу


 ИВАНГОРОД, НАРЯДУ С ДРУГИМИ ГОРОДАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЛУБИНКИ РОССИИ, ПОРАЗИЛА "НЕПОДВИЖНОСТЬ БЕДНОСТИ". КАКИМ ОН СТАНЕТ ЗАВТРА? ПОПЫТАЕМСЯ СНАЧАЛА ПОНЯТЬ - КАКИМ ОН БЫЛ ВЧЕРА, ОГЛЯНУВШИСЬ НА ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЕГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


НЕ ВРАЖДОВАТЬ, А ТОРГОВАТЬ!
Со дня зарождения в 1492г. Иванго-род решал в интересах молодого Российского государство двуединую задачу: защиту рубежа для развития внешней торговли. Этим определялись выбор места, характер застройки и то, что Иванго-родский посад возник практически вместе с крепостью.
Говоря современным языком, первую очередь крепости возвели умело и дерзко, всего за одно лето, под носом у ливонских дозорных, сидевших в Герма-новской крепости (замок Нарва) на левом берегу Норовы. Мощные стены были выложены из массивных блоков "дикого" камня - известняка. По архитектуре оно имела довольно простую, но редкую в то время геометрически правильную планировку. Удачен был и выбор места для нее: на высоком уступе Девичьей горы, за надежной преградой - бурливой и незамерзающей здесь рекой. Близость до устья Норовы (1 2 км), достаточные для судоходства глубины, удобная гавань -многое сулило выгоды тем, кто думал не враждовать, а торговать.
Одновременно со строительством крепостных стен и башен, в 1496г. возводится церковь Св. Николая и плотно застривается территория, защищенная стенами крепости. В начале XVI века появляются первые постройки Ивангородского посада, на берегу На-ровы, а в 1536г. "... строится новый дом для важни, на которую принимаются все русские товары... " ("Лифляндская летопись"). Структуру планировки посада в XVI веке определяли особенности ландшафта и направления путей на Псков, Новгород, Ям и ближайшие поселения: "...Наровское на устье Норовы, сельцо Тявзино, деревни Гарбово, Подлинье, Молгинское..." ("Новгородская писцовая книга", 1571г.) Там же упоминается об улицах -Запольской, Вотской, Заболоцкой, Псковской, сложившихся к этому периоду.
В 1496г. шведы захватили было Иванго-род, но в то же лето новгородские дружины отбили и восстановили его, надолго отрезвив неприятеля. Более того, 12 мая 1558г. боярин Алексей Басманов захватил Нарву, используя панику, возникшую там во время большого пожара. Так, впервые, в 1558г. эти два города объединились, что привело и к росту посада, и к развитию торговли, которая велась теперь под защитой не только Ивангородской, но и Нарвской крепостей.
"...Московский государь ежедневно усиливает свое могущество предметами, приобретенными в Нарве, ... привозятся не только товары, но и оружие, до сих пор ему неизвестное, привозятся не только произведения художеств, но и приезжают художники, посредством которых он приобретает возможность побеждать всех", - писал польский король Си-гизмунд II английской королеве Елизавете во второй половине XVI века
.
Итак, в XVI веке, а точнее с 1492г. по 1611г., Ивонгород сыграл ключевую роль в развитии торгово-экономических связей России и Запада на Балтике.


ИВАНГОРОД И НАРВА - ДВЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
В период шведского владычества с 1611г. по 1704г. обе крепости подверглись серьезной модернизации в связи с новыми требованиями фортификации. При этом Ивангород и Нарва, составляя единое целое, сохраняли самобытность и своеобразие застройки своих территорий.
Ретроспектива реконструкции планировки на 1681г. (по историческим источникам и шведским планам XVII века, см. рис.) дает наглядную картину соседства двух различных градостроительных культур. Нарва, характерный пример западного города, в XVII веке значительно расширило свои границы в пределах новых бастионов, включавших старый средневековый город с кварталами двух- и трехэтажных домов, узкими улочками и несколькими площадями у костелов и ратуши. Появились новые кварталы регулярной застройки.
Ивангород - представитель русского градостроительства со свободной ландшафтной планировкой,деревянным посадом, живописно окружавшим доминирующую на горе крепость. Удобная торговая гавань и порт. Кладбище с часовней, о посещении которого в мае 1634г. писал в своих путевых заметках голландец Олеа-рий. В этот период торговля росла - со всей Европы сюда приходило до 200 кораблей, Нарва даже чеканила свою монету в 1670-1672 годах, но Ивангород, в отличие от Нарвы, не получил тогда значительного градостроительного развития.


ИВАНГОРОДСКИЙ ФОРШТАДТ
В начале XVIII века произошел новый поворот. По завершению Северной войны со Швецией Эстляндия вошла в состав России, а получившим общее управление Ивонгороду и Нарве фактически отводилась роль военной крепости. Привилегии внешней торговли взял себе Санкт-Петербург (с 1710г. по 1756г. было запрещено всем русским городам привозить товары в Нарву). Ивонгород утратил свою самостоятельность, став "Ивангородским форштадтом" Нарвы. А размещение обширного военного гарнизона потребовало освоения новых городских территорий.
В 1744г. был составлен первый регулярный план "Ивангородского форштадта", положивший основу современной планировки. К 1780г. проект почти полностью был реализован (см. рис.).
Планировка форштадта представляла собой две основные улицы, которые, как крыльями, охватывали долину со средневековым посадом и вокруг которых с обеих сторон формировались новые кварталы регулярной застройки. Перспективы новых улиц завершались ранее построенными церквями "на горке" - Св. Николая и Знамения Богородицы. В северной части форштадта размещался полковой госпиталь (отсюда нынешнее название - Госпитальная улица) и новая деревянная церковь стоявшего здесь Низовского пехотного полка. Южная часть крыла, обозначенная но планах как "строения военнослужащих людей" была построена полностью.
Генеральные планы XIX века не внесли значительного изменения в планировку Ивангорода, и сложившаяся планировочная структура сохранилась вплоть до 1950-х годов. В 1829г. через Норову возводится новый мост по проекту инженера - строителя, полковника Бульмерингома. Легкие деревянные конструкции моста (см. фото), создали удивительно гармоничный облик инженерного сооружения, украсившего Нарву и Ивангород.
Нарвский порт и в XIX веке представлял важный пункт внутренней и внешней торговли, в его гавани прибывало до 100 иностранных судов и отправлялось до 50 русских коммерческих судов ежегодно.
Особое значение для экономики города, в середине XIX века получает развитие крупнейшее в России текстильное производство, основанное бароном А.А. Штиглицем на уже существовавшей к 1845г. небольшой суконной фабрике, работавшей на энергии нарвских водопадов. Полюбоваться их великолепием и завораживающей мощью приезжали не раз Петр I и Екатерина II, знать и дворяне Петербурга. В районе водопадов Нарова разделялось на два рукава, образуя небольшой остров Кренгольм (от искаженного шведского "Гренхольме" - зеленый остров). В 1851г. строится новая льнопрядильная фабрика, к концу 1860г. на них уже работало 1715 рабочих. Впервые при мануфактуре создается продуманная социальная среда для рабочих и служащих.
К началу XX века сформировался благоустроенный зеленый поселок "Парусинка"с казармами, оборудованными отдельными комнатами для рабочих, домами с квартирами для мастеров, особняками инженеров фабрики. В поселке строятся училище, больница и библиотека для рабочих, сберегательная касса. Рядом с поселком высажен прекрасный парк, в котором недалеко от старой псковской дороги в 1875г. архитектором Кракау была построена православная церковь. (По завещанию барон А.А. Штиглиц похоронен в семейном склепе, находящимся в подвале этой церкви).

XX век принес Ивангороду и Нарве немало новых испытаний и проблем. Этот период истории заслуживает отдельного рассмотрения.
Особое геополитическое положение этих городов, демографический состав населения, тесное переплетение экономических и политических интересов России и Эстонии в этом месте требует определения особого статуса этой территории. Только совместная созидательная деятельность позволит реализовать уникальный потенциал Ивонгорода и Но-рвы, наладив надежный мост добрососедских отношений между Россией и Эстонией.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>