Феликс Романовский Екатерина Белякова, 
директор по развитию проектов ГУ ЦРКБ


Жилищная стратегия в Санкт-Петербурге


В контексте задач Стратегического плана развития Санкт-Петербурга вопросы привлечения инвестиций, обеспечения жильем еще далеки от разрешения. В ближайшие годы городу предстоит пересмотреть свою политику и перейти к новой стратегии в сфере жилищного строительства - стратегии, которая учитывает и новые требования к жилью, и острый дефицит бюджетных средств на эти цели. Существующая структура данного сектора экономики не способна сейчас обеспечить ни качества жилья, ни развитой социальной сферы. А хорошее жилье -это не только крыша над головой, но и развитая инфраструктура города, качественное обслуживание, низкие эксплуатационные затраты, социальная и экологическая безопасность. В улучшении жилищных условий сегодня нуждается около 800 тыс. петербуржцев - порядка 300 тыс. семей с невысоким уровнем доходов. Как решить эту задачу? Ведь по оценкам специалистов для улучшения жилищных условий для 1% российских семей требуются кредитные займы около $ 7,5 млрд., львиную долю которых должны составлять внебюджетные средства, инвестируемые по нескольким каналам.
Формирование новой жилищной политики - ключевой момент для создания благоприятной социально-экономической ситуации в регионе. Но Санкт-Петербург не единственный город, столкнувшийся с этой проблемой. Поэтому при выработке комплексной системы по стабилизации экономики полезно освоить опыт других стран в решении аналогичных задач, и, в первую очередь, -опыт Великобритании.
Жилье - критический компонент социально-экономической структуры и для Великобритании, и для России. В послевоенные годы в обеих странах немало государственных средств десятилетиями отпускалось на развитие сравнительно дешевого "социального жилья". В этом мы схожи, однако сегодня в наших странах совершенно разные подходы к решению задач и формам организации жилищного строительства. По сравнению с нами, англичане имеют более совершенную институциональную инфраструкту-
ру жилищного сектора, которая сформировалась за последнее десятилетие и на деле доказала способность эффективно отвечать на запросы общества.
В конце 80-х гг. англичане были вынуждены изменить свою стратегию в этой сфере. Главной причиной этого стала ситуация, характерная сегодня и для Санкт-Петербурга, - плата за жилье не покрывала расходов на его содержание. Это заставляло власти отказываться от такой недвижимости, часть ее была продана частным девелоперам и жилищным ассоциациям, которые затем конвертировали недвижимость (зачастую с помощью правительственных грантов) в относительно дешевое приватизированное или арендуемое жилье.
Подобная практика дала очень хорошие результаты, особенно на северо-западе Англии и в районе Манчестера. Жилищные ассоциации быстро стали новой моделью управления общественным жилищным строительством, которая позволила властям, с одной стороны, передавать новым собственникам часть капиталовложений для более эффективного управления недвижимостью, а с другой - использовать частные средства для нового строительства, в том числе и займы коммерческих банков.
Эта политика сказалась не только на росте эффективности государственных инвестиций в этой сфере, но и на ускорении экономического развития регионов, улучшении их экологической обстановки, социальной инфраструктуры и т.д. Сегодня и правительство, и местные органы управления Великобритании в полной мере осознают необходимость в долгосрочной стабильности данной жилищной политики принятой к тому же рядом стран ЕС. В соответствии с законодательными актами, принятыми в Англии в 1988 и 1996 гг., финансирование программ строительства выполняется через Корпорацию жилищного строительства (Housing Corporation) - государственный орган, подчиненный Министерству окружающей среды и выполняющий надзор и контроль деятельности обществ землепользователей (RSL -Registered Social Landlords). Таковыми и являются общественные организации типа жилищных ассоциаций, промышленные предприятия, обслуживающие общества и некоммерческие компании. В свою очередь объединение Обществ Землепользователей имеет свой центральный орган - Национальную федерацию Жилищного Строительства, НФСЖ (NHF). По новому законодательству НФЖС имеет своих представителей в Правительстве и Корпорации жилищного строительства, что необходимо для решения финансовых и многих других вопросов. НФЖС организует работу членов федерации, проводит семинары и обучение специалистов обществ землепользователей, ведет выпуск различных изданий и т.д.
Ежегодный объем ассигнований на строительство для каждого местного органа власти ("Инвестиционная программа Строительства"), в том числе и представление займов, одобряется Министерством окружающей среды. Добиться этого можно, подготовив обоснование стратегии инвестиций на трехлетний период. В свою очередь, общества землепользователей получают доступ к грантам по социальному жилью и могут рассчитывать на широкую поддержку местных властей при условии, что контроль и управление по использованию этих средств ведется под юрисдикцией государства (в лице Корпорации ЖС). Таковы, в общих чертах, особенности организации управления жилищным строительством в Великобритании.
Реформы в Санкт-Петербурге еще на самой ранней стадии и город имеет уникальный шанс кардинально изменить ситуацию, используя опыт других стран.Для выработки перспективной политики необходимо сформировать соответствующие институты, способные возглавить реализацию жилищной программы, механизмы эффективной государственной поддержки, а, прежде всего, нужно создать самого субъекта данной политики.
Очень осторожно, без принуждения, следует довести до сознания горожан, что жилищная программа - это не только набор проектов, но и культура руководства, общения, стиль работы, а в целом - новая управленческая политика. Чтобы изменить ситуацию, необходимо переобучить специалистов всех уровней управления с применением целого набора программ, которые могут научить мотивированно принимать решения.
Только так можно создать приемлемую для Петербурга модель жилищного партнерства, которая обеспечит город доступным и качественным жильем, создаст благоприятную бизнес-среду, новые рабочие места и возможности перспективного развития.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>