Олег и Елена Романовы


Я твой - люблю сей темный сад...


Михайловский сад...
Многие ленинградцы-петербуржцы связывают свое детство и юность с этим садом, находящимся в самом сердце Санкт-Петербурга.
Шло время, менялась политическая «погода» в стране, менялся и старел сад - ныне памятник садово-паркового искусства федерального значения. Современные посетители сада почему-то стали считать его питерским Гайд-парком. Собаки, вольные гуляния, футбол способствовали постепенному «облысению» открытых газонов в саду. Исчезают остатки великолепного мостика К. Росси, выламываются прутья ограды.
Эта печальная картина - констатация предельного, недопустимого состояния одного из самых романтичных садов Санкт-Петербурга.
А история его развития очень динамична и изменчива в сравнении с другими садово-парковыми ансамблями города.
Михайловский сад возник в Петровское время как третий Летний сад Екатерины I в едином парковом ансамбле, включавшим в себя обширную территорию - от Летнего сада до нынешней Манежной площади и был воплощен по проекту Леблона.
В царствование Анны Ивановны сад в основном служил плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев. В 1730-х годах это был придворный охотничий участок. В эпоху Елизаветы по проекту Растрелли в 1743 году был создан сад-лабиринт с парадным партером, скульптурами, фонтанами и двумя симметричными прудами.
В 1820-х годах начался новый период формирования сада. По проекту архитектора К. Росси строится Михайловский дворец с планировкой сада в пейзажном стиле. Окончательный проект был выполнен в 1822 году архитектором Ме-неласом, создавшим образцовый «английский» сад.
В дальнейшем были проложены новые аллеи, засыпан второй пруд, отчуж-
дена часть территории в связи со строительством Храма «Спас-на-крови» и Школы народных искусств.
Основная значимость Михайловского сада заключается в синтетическом единстве с Михайловским дворцом, являя собой пример органической связи крупных и малых архитектурных форм (дворец, павильон, пристань, ограда) с природными формообразованиями, подчиненными логике планировки.
Сегодня территория Михайловского сада передана на баланс Русскому музею, что позволяет говорить о реальной возможности реставрации и охраны этого исторического памятника ландшафтного искусства.
В концепции развития Русского музея в историческом центре Санкт-Петербурга, разработанной в Государственном институте архитектуры (ГИА), авторами
была предложена идея воссоздания Михайловского сада с превращением его в сад Русской скульптуры, в «музейный зал» под открытым небом с установкой копий оригиналов из фондов музея.
Исходя из историко-художественного значения Михайловского сада как этапного произведения русской ландшафтной архитектуры, проектировщиками ГИА было решено, в основном, опираться на план, фиксирующий сад, созданный по проекту Менеласа.
При удовлетворительном состоянии зеленых насаждений в целом, его отнюдь не украшает разновозрастность и разнопородность посадок. Состояние пруда, ограды, мостика и построек гораздо плачевнее. Требуется целенаправленная реконструкция зеленых насаждений, функциональное зонирование территории с целью восстановления единства дворца и сада. Размещение новых элементов сада - скульптур с ландшафтным фоном - является продолжением аналогичной темы в Летнем саду.
С 1998 года началось осуществление поэтапных мероприятий по обновлению сада. В период продолжения проектирования и определения первоочередных шагов уже создается при Русском музее специальная группа по реализации проекта ландшафтной реконструкции сада и его последующего обслуживания.
Преображенный Михайловский сад, по замыслу авторов проекта и специалистов Русского музея, может быть примером обновления исторического объекта, примером преодоления боязни привнесения нового в историческую среду. Наши предки никогда этого не боялись, что убедительно подтверждается богатой историей развития Михайловского сада. Превращение его в сад Русской скульптуры с введением новых элементов позволит не только вернуть былую красоту, но и усилит его культурологическое значение, повысит охранный статус этого садово-паркового шедевра в центре Санкт-Петербурга.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>