Мурат Елекоев 


КАЗИНО «GOODWIN» И РЕСТОРАН «HOLLYWOOD»:
ДВА ПОДХОДА К ПОСТРОЕНИЮ ИНТЕРЬЕРА



 Материал подготовлен с помощью ООО «Архитектурная студия А.Шмонькина» и администрации казино «GOODWIN»


В свое время Лао-цзы нашел изящное определение сущности интерьера: «Реальность здания - не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут». Через две с половиной тысячи лет, в середине XX века, говоря о современной архитектуре, Фрэнк Ллойд Райт буквально повторил слова древнего философа и назвал интерьер «новой реальностью здания».
Возможности преобразования внутреннего пространства - создания иной его реальности - во многом зависит от взаимосвязи структуры здания с его первичным назначением. Строго функциональная архитектура существенно осложняет реконструкцию («навязывание» помещению новой функции). «Вторжение» в интерьер такого сооружения как. например, современный типовой кинотеатр требует от архитектора не только усвоения пространственной логики сооружения, учета его конструктивных особенностей, но и известного такта. В противном случае реконструкция грозит превратиться в набор случайных, диссонирующих с архитектурной структурой элементов. Напротив, внешне неизменные исторические «одежды» фасадов, характерные для городских центров (по сути являющиеся монументальной декорацией в оформлении улиц, площадей, или «фоном» для большой архитектурной формы храмов, дворцов и т.д.), свободно выступают в роли универсальной декоративной мембраны, легко прикрывающей любые модификации внутреннего пространства, и располагают к созданию любой «интерьерной декорации». Именно такое преобразованное пространство становится реальным, хотя, зачастую, и временным, выразителем функциональной и эстетической сущности здания. В этом смысле многие из домов старого Петербурга воспринимаются исключительно по их интерьерам.
Более обобщенно о двух подходах к интерьеру писал Хью Кэссон в своей книге «Inscape. the Design of Interiors»: «Первый - «интегрирующий» - когда интерьер неотделим от общей структуры, а форма, фактура, освещение украшения являются частью архитектурного образа: так добиваются выражения качеств монументальности и неизменности. Второй можно было бы назвать способом «наложения», когда оформление интерьера мыслится «гибким» - оно легко видоизменяется или даже может быть превращено в нечто иное без радикального вмешательства в саму архитектуру, которая служит для него временным вместилищем».
Оба подхода к интерьеру достаточно выразительно прозвучали в двух новых проектах, выполненных Архитектурной студией Андрея Шмонькина в 1998 году: казино «GoodWin» и ресторан «Hollywood».
В пространственной организации казино «GoodWin», расположенного в кинотеатре «Современник», на проспекте Науки, 25, по замыслу архитекторов была изначально исключена обычная перепланировка. Новое содержание интерьеров возникло органично, через зонирование единого пространства, не нарушая основных объемов и стиля существующей архитектуры. Также, согласно заданию, проектом была предусмотрена реконструкция помещений в условиях действующего казино и кинотеатра.
При проектировании учитывалась специфика развития российского игорного бизнеса. Ее суть состоит в том, что, в отличие от клубной системы, характерной для европейских казино, или, в целом, прагматического подхода в США, менеджеры наиболее серьезных и перспективных отечественных казино стремятся не только к повышению уровня комфортности игры, но и к превращению своих заведений в культурно-развлекательные центры, где собственно азартная игра является лишь частью обширной программы.
Интерьеры эксклюзивной части казино «GoodWin» составляют два больших помещения общей площадью около 900 м?: вестибюль - на первом этаже и игровой зал с кафе - на втором. В вестибюле первого этажа создано хорошо освещенное, просматриваемое с улицы рекламное пространство, потенциально связанное с программой дальнейшего развития и реконструкции всего игрового комплекса и прилегающей к кинотеатру территории. В фойе второго этажа в контрасте к светлому вестибюлю оборудован единый объем игрового зала со сценой и гримерной в глубине, затемненный, с направленным освещением игровых столов. Пятиметровые витражи, образующие три стены зала, закрыты плотными шторами, исполненными в мастерской А. Григорьевой.
Двойственность внутренней архитектуры казино прочитывается в экстерьере здания. В существующей монотонной «развертке» из стекла и металла, охватывающей фасады, возникли два уровня: светлый и тёмный. Нижний - весь прозрачный, выставленный напоказ подобно витрине, акцентированный «шеренгой» светящихся колонн, и верхний уровень - плотный параллелепипед игорного зала, днем - за счет тонировки витражей - голубоватый как кристалл, ночью - поблескивающий отраженным от темно-синих граней светом внешней иллюминации.
Для первого этажа казино был намечен достаточно сложный сценарий зонирования: раздельные входы для казино и кинотеатра, гардероб, пункт обмена валюты, бар, зоны игровых автоматов и бильярдных столов, регистратура перед входом на лестницы, ведущие в игровой зал. В проекте, разработанном при участии Е. Костюковой. А.Морозова и А.Тиханова, найдено оптимальное расположение различных функциональных зон. Движение посетителя в пространстве вестибюля координируется несколькими способами: рисунком пола, который образован сочетаниями различных фактур керамогранитной плитки, сложной архитектоникой потолка с направленной россыпью точечных светильников, расстановкой торшеров. собственно оборудованием интерьера, разграничивающим зоны и представляющим из себя замысловатые объемные композиции.
После завершения работы над архитектурным планом для проектирования основных элементов дизайна были приглашены А.Негодяев и 0.Ширинкин. Ими были созданы уникальные образцы интерьерного оборудования, имеющего не только функциональную роль, но и насыщенного романтической символикой. Умело выстроенный ассоциативный ряд связан с известными представлениями о путешествиях, парусах, бумеранге удачи, скалистых островах. Ограждение лестницы заменила свето- и звукоизолирующая перегородка, превращенная в декоративную композицию, в которой активно использованы богатые пластические и фактурные возможности древесины (автор 0.Ширинкин).
В ресторане «Hollywood» осуществлен иной подход к построению интерьера. В отличие от казино «GoodWin», точно выстроенного и элегантного. «Hollywood» состоялся как быстрый этюд, экспромт на тему американского кинематографа, совершенно неожиданный на Невском проспекте и безотносительный к петербургскому фасаду. Его план, выполненный при участии А.Морозова, как бы игнорирует существующую архитектуру. Построенный на контрастах различных геометрических фигур, он самодостаточен и имеет свою сложную функциональную логику.
Интерьерная декорация и дизайн ресторана «Hollywood», созданные по проекту А.Негодяева и О.Ширинкина, демонстрируют некое коловращение стилей, возможное, пожалуй, лишь в условиях съемочного павильона. Здесь соседствуют руина романовской стены и остов вигвама, изящная хромированная форма и грубо обтесанное бревно, тонкая обработка металлических деталей и грубая сварка. При этом дизайнерам удалось избежать прямых реплик из области кинематографа: визуальный ряд, напрямую отражающий тему, ограничен лишь размещением репродукций на стенах. Функциональность элементов интерьера - не является их основной реальностью, их назначение не воспринимается как обязательное, оно как бы нечаянно, изумляет своей неожиданностью. Так, конструкции кронштейнов, укрепленных на «каменном» массиве центральной опоры, предназначенные внешне скорее поддерживать грузоподъемные блоки, оказываются несущими для легких рюмочниц над стойкой бара, массивная бревенчатая ограда, за которой расположены столики для посетителей, опирается на тонкие металлические обнаженные инженерные конструкции вентиляционных коробов и диффузоров превращены в скульптурно раскинувшуюся композицию «шагреневого» .цвета под черным стеклянным потолком. Однако, все эти элементы интерьера, напоминающие живописные мазки по строгому рисунку плана, при всей своей яркой изобразительности не сведены к идеографическим знакам, связанным с темой кино. Они предполагают от зрителя определенной внутренней работы, по словам Б. А. Успенского.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>