Наталья Тарасова,
 Светлана Стрижах


Дерево в интерьере


Мода - отражение "коллективного бессознательного". Архитектура - лицо эпохи, наглядная иллюстрация ее идеологии; мода в одежде, полностью изменяющаяся приблизительно каждое десятилетие, передает эмоциональное состояние поколения. Интерьер, занимая промежуточное положение, отражает, скорее всего ценности и идеалы своего времени, сменяясь каждые 15-20 лет.
При нынешнем разнообразии стилей, когда направления не сменяют друг друга, а сосуществуют одновременно - ассоциации на тему исторических стилей и хай-тек, минимализм и стиль кантри, возможно и допустимо все, причем в самых неожиданных сочетаниях, и успех творческого поиска определяется лишь мерой вкуса и талантом дизайнера.
Судьба дерева в интерьере необычна. Вначале, ассоциирующееся с крестьянскими избами и считавшееся потому простонародным, оно всячески "маскировалось" -использовались портьеры на стенах, обивка стен различными тканями, отделка камнем, разнообразными экзотическими материалами -например, слоновой костью и янтарем.
Во второй половине 19 века, после обозначившегося к 40-м годам распада единого стиля, когда архитекторы стали использовать приемы и принципы различных художественных направлений, становится особенно заметной экспансия дерева в интерьер. Исчезла сквозная стилистика жилища, появились залы в греческом духе, курительные и ванные в "мавританском вкусе", столовые в характере ренессанса, библиотеки, подражающие "кабинету Фауста"... И дерево предстает во всем своем блеске, в стилевом, видовом и функциональном разнообразии - кессонированные потолки, паркеты, панели на стенах со встроенной мебелью. Привилегия богатого дома - деревянный камин, украшенный резьбой, в этом случае художественная функция явно доминирует над утилитарной. Для библиотек и кабинетов характерен принцип встроенной мебели - шкафов и полок, угловых диванчиков и полочек, объединенных с панелями единым карнизом и образующих единое целое с дверями в виде порталов. Тенденция к блокированию мебели проявлялась и позже - в эпоху модерна - в объединении ряда предметов в пределах отдельной зоны помещения, в появлении предметов мебели, соединяющих несколько функций дивана, фланкируемого шкафчиками, иногда с открытой полкой и зеркалом над ними. Принципы встроенной мебели и блокирования полностью оправдывают себя в современных квартирах. Сегодня дизайнеры предлагают удачные разработки этих приемов организации пространства.
Для исторических интерьеров характерно заполнение деревянных рам, будь то панели на стенах или филенки дверного полотна, различными материалами, - кожей, мрамором, тканями. Возвращение к этому приему также кажется интересным и перспективным.
Современные технологии обработки дерева позволяют использовать в качестве выразительного средства не только текстуру и природный цвет ценных пород дерева, но и значительно расширяет спектр декоративных возможностей за счет тонировки и окраски.
Для отделки пола в наших домах, в силу природных условий, дерево незаменимо. В Петербурге и его пригородах предшествующие эпохи оставили большое количество великолепных образцов решения паркета, дающих возможностей для интерпретаций. В современный петербургский интерьер органично вписываются разновидности рисунков паркета, созданные на основе косой сетки.
При всем обилии новых материалов и технологий, способствующих обновлению привычных вещей и появлению новых, дерево - порой вытесняемое, порой конкурирующее с другими отделочными средствами неизменно остается самым естественным и органичным человеку, является "материалом материалов", в значительной степени определяющим нашу художественную традицию, стиль петербургского интерьера.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>