Виктор Полищук,
 заместитель председателя КГ А (Санкт-Петербург)


ПОДУМАЕМ О БУДУЩЕМ СЕГОДНЯ


Современный ландшафт Петербурга настолько привычен для нас, что порой кажется, будто в его обширных границах всегда были: исторический центр в кольце промзон, огромные, подстать иным городам, "спальные" районы, а также новые промзоны и уютные пригороды.
Исторически развитие Петербурга непременно вело к расширению его границ. Постепенно появлялись, образно говоря, "годовые кольца" вокруг исторического ядра. Их размеры и контуры - разнообразны. Таков след минувших взлетов и падений, поступательных шагов и остановок в жизни нашего города - то первой, то второй столицы России.
С момента основания Град Петров пережил череду строительных бумов, этапов его активного развития. На рубеже XIX-XX веков он преобразился радикально, став к 1913 году одним из промышленных центров и России, и Европы, который стремительно богател, умножая средства на развитие промышленности и строительство жилья. Даже Невский проспект - сердце столицы - в начале XX века представлял большую стройплощадку: старые дома разбирались, а на их месте тотчас возводились новые. Так в 1911 г. поступили с домом графини Жуковской, на месте которого появилось здание компании "Зингер" (сегодня это -"Дом Книги"), столь необычное для архитектуры главной столичной магистрали. Можно привести предостаточно подобных примеров строительства "богатых" домов и на Невском проспекте, и в других местах исторического центра.
Сравнивая карты города за 1903 и 1913 годы, видишь, как смело и грандиозно он преображался. Одиннадцать банков на Невском проспекте, Елисеевский магазин, Балтийский
Варшавский вокзалы, множество особняков в стиле модерн по Литейному, Каменно-островскому, Большим проспектам Василь-евского острова и Петроградской стороны
- все они редко строились на пустом месте, чаще на месте старой, не всегда ветхой, застройки. Земля в черте города, а особенно в центре, всегда имела цену.
Город обновлял не только свое лицо: он рос, благоустраивался, наращивал инженерную и транспортную сеть, меняя всем этим уклад жизни горожан.
"Уплотнялась" застройка старого Петербурга, в престижных его местах появлялись особняки, а в других - "дворы-колодцы", доходные дома для среднего класса. Так новые знаки времени вторгались в классические ансамбли Северной столицы.
Самые масштабные изменения в географии города произошли в советский период -это зримо прочитывается по картам Петербурга начала и конца XX века. В эту эпоху социально-экономический уклад жизни города мотивировался иными политическими целями и ориентирами. Развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) сопровождалось новым, небывалым доселе строительным бумом, а также новой жилищной политикой: от домов-коммун 20-х годов и коммуналок - к дешевому социальному жилью, квартирам для каждой семьи. Но это было массовое, достаточно однообразное индустриальное домостроение при жестком государственном регулировании.
Однако, принятый полвека назад путь решения жилищной проблемы за счет массового государственного строительства, в конце концов исчерпал свои ресурсы. Наращивание объемов жилья низкого качества не решает наболевшую проблему, а лишь загоняет ее в глубь. Уже сегодня на повестке дня - реконструкция "хрущевок" 60-х годов, а через 15...20 лет это коснется 9-ти и 12-ти этажек.
Развитие транспортной инфраструктуры, туризма, реструктуризация промышленности, повышение общей деловой активности
- вот что может стимулировать строительство комфортного жилья нового поколения. Возможны три, взаимно дополняющих друг друга, пути решения жилищной проблемы: ШИШ реконструкция центра города; ВВМВ реконструкция построек советского периода;
-НН развитие новых зон, где будет представлен весь спектр современного жилья.
Сегодня, несмотря на кризисные явления, Санкт-Петербург сохраняет свою инвестиционную привлекательность, экономическую устойчивость, имеет внутренние территориальные ресурсы и может рассчитывать на дополнительные финансовые источники.
Наиболее реальной сейчас представляется Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (ГЖС). Граждане - участники программы ГЖС, после приобретения жилья исключаются из списка очередников. Если же получатель ГЖС по каким-то причинам не получил жилье в заданные сроки и не использовал выделенные безвозмездные субсидии, то он имеет
право на улучшение жилищных условий как очередник: получить государственное или муниципальное жилье. При этом субсидии возвращаются на счет генерального управляющего программой и выдаются затем другим гражданам - участникам программы.
Путь ипотечного кредитования пока еще менее эффективен. Большинство наших очередников - это люди, ожидающие недорогого или бесплатного жилья. Получить кредит они могут только теоретически. Им не под силу ни внести первоначальный взнос - 30% стоимости квартиры (порядка $ 7000...$8000), ни затем ежемесячно в течение десяти лет выплачивать по $150 при средней зарплате до 1000 рублей (менее $40). И это притом, что закон об ипотеке предполагает поддержать именно эту часть населения.
Универсального пути решения жилищной проблемы пока не существует, и затронутые вопросы следует решать только в комплексе, с учетом реальных возможностей города. В условиях кризиса переходного периода нужны взвешенные, прагматичные решения адекватные реальности. Важно при этом учитывать и то, как в более благополучных странах, например, в Голландии, реализуют сравнительно дешевые и рациональные схемы в жилищном строительстве, в том числе, и при реконструкции пятиэтажек.
Великий Петр не пренебрегал опытом голландцев; спустя 300 лет, возможно, и нам следует поучиться у них.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>