Николай А стафъев


Продукция, воплощающая новое качество
 ОАО «Нефрит-Керамика»: вчера, сегодня, завтра


Плоды долгостроя
Нынешнее ОАО «Нефрит-Керамика» - типичный наследник классического долгостроя, оказавшийся в жерновах перестройки. Предприятие предназначалось для нового расширенного производства керамической плитки на одной из обособленных площадок бывшего Ленинградского завода керамических изделий (ЛЗКИ) с планируемой мощностью 4 млн. кв. м/год. Проект предусматривал создание полностью автономного комплекса с подъездными автомобильными и железнодорожными путями, складскими помещениями, гаражом, очистными сооружениями, водозабором, вспомогательным производством гофрокартона и тары. Строительство продолжалось 15 лет. В 1966 году вступила в строй одна конвейер-• ная линия, через полгода - вторая, а затем -'••еще две, но на проектную мощность вышли только в 1992 году, когда политическая и экономическая ситуация в стране коренным образом изменилась.
Двумя годами позже произошло резкое снижение спроса на плитку. Продукция заполнила складские помещения. Цветовая гамма плиток была ограниченной, фигурировал единственный типоразмер (150x150). Старое оборудование не позволяло добиться лучшего качества. Поэтому в 1996 году производство периодически останавливалось, хотя, несмотря на трудности, удалось внедрить еще один типоразмер (150x200). Словом, перспективы не радовали.
Промышленный кризис 1994-1995 годов заставил переосмыслить стратегию предприятия, побудил кардинально пересмотреть технологию производства керамической плитки.

Стадия возрождения

Но, прежде всего, следовало заново завоевывать строительный рынок, что потребовало серьезной работы управленческого аппарата, инженерной и коммерческой служб. Остро встал вопрос о модернизации и реконструкции морально и физически устаревших конвейерных линий, ибо речь шла не только о количестве, но и о качестве продукции, поскольку потребитель стал более разборчивым, а на рынке сбыта появились серьезные конкуренты.
Особенно трудно было соперничать с фирмами, оснащенными импортным оборудованием.
Надлежало в сжатые сроки перейти на новые типоразмеры и производить декорированную плитку разнообразных расцветок, отвечающую запросам покупателя.
В конце концов такое гибкое производство создали, что позволило выпускать продукцию широкого ассортимента - с оригинальными рисунками и орнаментами. Появились свои заказчики.
С 1997 года освоили технологию сериографии (трафаретной печати), которая со временем была внедрена на всех линиях и позволяла выполнять различный дизайн.
«Сегодня. - рассказывает программист-дизайнер Галина Владимировна Кондратьева, - мы можем воспроизвести любой рисунок, любую текстуру - камня, ткани или дерева. .. Работа над обликом новой плитки длится, как правило, неделю, но еще долго после этого отрабатываются чисто технологические моменты воплощения замысла в продукцию, которая ныне демонстрируется на многих выставках. Мы все время в поиске и на сегодняшний день можем предложить покупателю около 80 видов декорированной плитки. . .»
Политика дирекции ОАО «Нефрит-Керамика» дала свои плоды. Если в 1996 году случались простои, обусловленные восстановлением и модернизацией, то уже в 1997 акционерное общество заработало на полную мощность.
В 1997-1998 годах на производстве была проведена реконструкция. Из четырех устаревших конвейерных линий одну демонтировали, а на ее месте установили созданные своими силами глазуровочные конвейера. Здесь нашли воплощение идеи ведущих итальянских машиностроителей, переосмысленные российскими конструкторами, технологами и механиками.
Теперь механизмы работают не с обезличенным потоком плитки, а с каждой из них отдельно, зачищая края изделия от глазури, снимая пыль с поверхности и увлажняя его, чтобы затем нанести на глазурь красивый рисунок, заказанный покупателем.
Технологическая цепочка находится под компьютерным контролем, осуществляемым на пульте АСУ ТП. На дисплей оператора поступает вся информация: по температурному режиму в секциях печей обжига, по числу ударов на прессах и та, что позволяет вносить необходимую корректировку в технологический процесс и активно управлять качеством продукции .
К настоящему времени освоено пять типоразмеров керамической плитки толщиной 6-7 мм. Среди них 200x250 - самый ходовой, а также имеются другие: 150x150, 150x200, 150x250, и 200x200. Им может быть придана гладкая, глянцевая, полуматовая или матовая поверхности.
Большой популярностью пользуются серии «Камни», «Иней», «Ситец», «Бриз», а сейчас разрабатывается новая - с лирическим названием «Вальс». Широкое развитие получило производство фасонных изделий - керамических бордюров и плинтусов различной расцветки, позволяющих создать неповторимый интерьер в любом помещении.
Начал сбываться прогноз коммерческого отдела: к середине 1998 года плитка на складах перестала залеживаться. Возросло число заказчиков на Северо-Западе, Дальнем Востоке, на Урале, в Поволжье и в Москве, а также в других городах России. В числе покупателей преобладают торговые организации и, в меньшей степени, - строительные.

Проблемы остаются ...

Неудивительно, что многие строительные фирмы, располагающие средствами, ориентируются на импортное оборудование. Разнообразие продукции и высокое качество - гарантия товарооборота. Конкурировать на рынке сбыта с ними нелегко, но все-таки можно.
Достаточно зайти в магазин 000 «Торговый дом «Нефрит», чтобы убедиться: продукция фирмы привлекает российского покупателя. Здесь можно найти плитку на любой вкус, причем сравнительно недорогую. Но об этом чуть позже.
Своевременная модернизация имеющегося оборудования, несмотря на все трудности, позволила предприятию остаться крупнейшим производителем на Северо-Западе России, хотя ему не хватает достаточных капиталовложений для приобретения элитных прессов, но можно не сомневаться - это вопрос времени.
Вот уж, действительно: не было счастья, да несчастье помогло. В августе 1998 года, когда соотношение между рублем и долларом резко возросло, на продукцию с логотипом ОАО «Нефрит-Керамика» возник ажиотажный спрос. У фирмы появились клиенты, которые раньше покупали только зарубежную плитку. Стоимость российской плитки оказалась в 4-7 раз меньше самой дешевой импортной. Успех заключался в оптимальном соотношении ка-
чества продукции и ее цены.
Следует заметить, что после прошлогоднего экономического кризиса дела пошли не только у ОАО «Нефрит-Керамика», но и на многих других керамических заводах - в Воронеже, Волгограде, в Ростовской и Свердловской областях.
Но конкуренты были, есть и остаются. И главный среди них - АО «Керамин» (бывший Минский керамический комбинат, почти полностью перешедший на итальянские конвейерные линии).
Можно прогнозировать, что цены на продукцию ОАО «Нефрит-Керамика» будут расти, ведь керамическая плитка включает в себя свыше 20 компонентов, каждый из которых оказывает влияние на конечную цену продукции.
Из всех компонентов только кембрийская глина и доломит являются местным сырьем, а остальные - привозные. Причем, многие приходится приобретать за валюту.
Борную кислоту доставляют с Дальнего Востока, цирконовый концентрат - с Украины. Оттуда же привозят беложгущиеся глины для производства глазури. Криолит поступает из Оренбуржья, углекислый барий - из Татарии, сода - из Башкирии. . . Так что, проблемы остаются - не одни, так другие.
Тот, кто хотел выжить, нашел средства сохранить коллектив и производство - путем развития новых технологий и внедрения собственных разработок.

...но резервы не исчерпаны
Надо подчеркнуть, что за последние годы менялась не только технология производства керамических плиток. Произошел ряд преобразований в структуре предприятия. И как тут ни сказать, что все новое - это хорошо забытое старое.
Учреждены два дочерних предприятия: 000 «Торговый дом «Нефрит» и 000 «Снабженческое предприятие «Нефрит». Первое из них - маркетинговая структура - занята продвижением всей производимой продукции. Второе - осуществляет снабжение дочерних предприятий, возникших на базе ЛЗКИ. Их появление оказалось вполне естественным и закономерным.
Три других «дочки» - бывшие производственные структуры ЛЗКИ.
На заводе в свое время работало свыше 2000 человек. Имелись механический, ремонтно - строительный и паросиловой цеха, железная дорога, газовая служба. Все было централизовано.
Самостоятельность, полученная в результате приватизации отдельных цехов, не всем пошла на пользу. Некоторые, некогда уникальные производства, не смогли выжить в рыночных условиях.
В 1998 году возникла разумная мысль - возродить еще не совсем разрушенный ремонтно-механический цех. Так появилось ЗАО «Ремстроймонтаж» с парком станков, которые долгое время простаивали .
Ремонтно-строительный цех выделился в ЗАО «Деревообработка и строительство» - мощную вспомогательную структуру, где создаются щиты, поддоны, рейки, производится комплекс столярных работ.
Трубный цех ЛЗКИ оказался в самом тяжелом положении. Производство обанкротилось. Шла речь о продаже основных фондов с целью возврата долгов многочисленным кредиторам. Вот тогда и появилась мысль создать на его базе акционерное общество из двух юридических лиц: администрации Тосненского района и ОАО «Нефрит-Керамика». Так возникло ОАО «Нефрит-Тосно», в котором 76% акций принадлежит ОАО «Нефрит-Керамика», а 24% акций-администраций Тосненского района.
Ныне здесь налажено производство кислотоупорного кирпича и керамической плитки. Однако, оборудование также устарело и требует скорейшей модернизации. Однострунный аппарат резки глиняного бруса со временем заменят многострунной матрицей. Планируется усовершенствовать систему транспортировки .
Можно не сомневаться, что в ближайшем будущем и здесь будет организовано производство продукции высокого качества. Порукой тому - хорошая материальная база ОАО «Нефрит-Керамика» и богатый творческий потенциал, который ждет своего востребования.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>