Роман Романюк, инженер-экономист


Сертификация строительной продукции: интересы производителя и потребителя.


В системе отношений «производитель-продавец-потребитель» важное место занимают реклама и сертификация . И, если реклама появилась вместе с первым продавцом, то сертификация - категория нашего времени. Она представляет собой процедуру, путем которой независимый орган дает письменную гарантию того, что те или иные продукты, процессы или услуги отвечают заданным требованиям.
Современное общество не может жить без рекламы, она просто необходима по «закону вакуума» Паркин-сона: отсутствие информации заполняет дезинформация. Поэтому в борьбе за рынок производитель широко рекламирует себя, порой лукавя и не отражая реальные показатели качества продукции, ее соответствие установленным стандартам. Едва ли можно долго дурачить людей, заставляя таким способом покупать товар низкого качества, но как все же потребителю разобраться в многообразии предложений, избежав при этом ошибки? Ответ очевиден: ему необходима полная и объективная информация о товаре. Этим и диктуется необходимость сертификации продукции в целом, в том числе и для строительного комплекса.
За рубежом сертификация выполняется, в основном, по схожим правилам, унифицировано. И, хотя всеобщего признания сертификатов между странами нет, оно приходит, если конкретный продукт на практике докажет свои высокие качества.
В нашей стране работа в этой сфере опирается на Законы РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Для продукции строительного назначения эту работу (по соглашению с Госстандартом РФ) ведет Госстрой РФ через сеть территориальных органов сертификации. По всей России их аккредитовано свыше 50-ти, а в Петербурге - два:
ОС «Севзапстройсертификация» и «Центр качества строительства», а также 8 испытательных лабораторий (центров).
До недавнего времени сертификация в строительстве велась только на добровольной основе. При такой экспертизе выявляется соответствие продукции всем требованиям, установленным правилами Госстандарта РФ и нормативными документами в строительстве, по которым производится поставка той или иной продукции. Заметим, однако, что указанное соответствие еще не обязательно есть свидетельство высокого качества данного товара: для различных уровней требований качества однотипной продукции есть свои стандарты и нормы, свои «планки качества». . .
Практика последних лет показала, что часть строительной продукции необходимо обязательно сертифицировать. Это отражено в постановлении Правительства РФ от 13.08.97. Номенклатуру такой продукции утвердил Госстрой РФ своим Постановлением от 29.04.98. № 18-43, действие которого введено с 01.10.98.
При обязательной сертификации выявляется соответствие качеств продукции требованиям, гарантирующим безопасность для жизни, здоровья и имущества людей и охрану окружающей среды. Указанные требования устанавливают государственные стандарты, строительные нормы и правила, технические свидетельства и технические условия на продукцию.
Выдав сертификат (срок его действия 1-3 года), территориальный орган ежегодно проверяет предприятие, а при поступлении рекламаций на продукцию - назначает внеплановую проверку, грозящую сан-
кциями вплоть до приостановки действия сертификата.
Поэтому получить сертификат -не главная задача производителя, важнее иметь на производстве постоянно действующую систему контроля качества. Только она, стимулируя внедрение прогрессивных проектных и технологических решений, новейших строительных материалов и конструкций, способна обеспечить и высокое качество, и конкурентоспособность продукции.
В условиях кризиса и сокращения объемов импорта высококачественные материалы и товары отечественных производителей особо нужны. Десятки предприятий строй-индустрии Петербурга, сознавая это и борясь за собственную репутацию, успешно сертифицировали свою продукцию. В их числе: ЗАО «Победа-knauf», оконный завод «Пластбург», АОЗТ «Стройдеталь». 000 «Дипломат» и многие другие.
Сегодня реалии таковы: не добьешься качества продукции - твое место на рынке займет другой! Это столь очевидно, что нет предмета для полемики.
Но, как показала осенью 1998 г. проверка СПб Комитета по строительству, несмотря на своевременное извещение производителей о новых нормативных требованиях по сертификации, их выполнение с 1 октября 1998 г. не обеспечило большинство производителей оконных и балконных блоков. В чем же
причина этого?
Вот мнение руководителя ОС «Севзапстройсертификация» Петра Кашкарова:
«Сертификация - это продукт и инструмент рынка, основанного на желании иметь гарантию качества товара. Но в России пока не созрело должное отношение к проблеме ни у производителя, ни у потребителя. Государство через механизм рыночных отношений дает возможность побуждать производителя выпускать продукцию более высокого качества. Но в этом обоюдно-выгодном процессе потребитель должен быть более активен! »
У нас пока нет комплексной системы учета интересов производителя и покупателя. За рубежом, как правило, сбыт находит только зарекомендовавшая себя на рынке продукция. Потребитель расчетлив, но готов платить больше за товар, если его высокое качество документально доказано. Поэтому там сертификация в строительстве весьма развита, хотя и не является обязательной. Ведя строи-
тельство в России, западные инвесторы также предъявляют высокие требования к подрядчикам: тот, кто использует не сертифицированные материалы, не имеет шансов выиграть тендер.
Однако, сертифицированный материал - еще не полная гарантия качества строительства. Материал надо использовать по назначению, учитывать требования технологии применения и т.д. Поэтому система качества должна охватывать весь инвестиционно-строительный процесс от проектирования до эксплуатации возводимых объектов. А для этого нужна единая политика органов, выполняющих и сертификацию, и надзор в строительстве, предусмотренная, в частности, «Соглашением о взаимодействии государственных органов строительного комплекса Санкт-Петербурга, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участникам инвестиционно-строительной деятельности», подписанным в конце 1998 г.
«При реализации госзаказа на строительство предпочтение должен иметь тот производитель, чья продукция, по
результатам независимой экспертизы, отвечает установленным требованиям. Во-первых, это повысит надежность и качество объектов, возводимых за счет бюджетных средств, а, во-вторых, защитит рынок строительной продукции от дешевого, но не всегда качественного товара,» - считает директор «Центра качества строительства» Юрий Еремин.
Для повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятий стройиндустрии нашего региона следует более настойчиво побуждать их руководителей к сертификации продукции. Важным инструментом для этого могут стать Постановления Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области о порядке размещения заказов регионального уровня на тех предприятиях, которые выпускают сертифицированную продукцию.
Итак, сертификация - это механизм, эффективное использование которого позволяет и потребителям, и производителям достичь общих целей.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>