Виктор Краснов, гл. инженер ин-та
«Гипроавтотранс»,
Лев Свердлин, к.т.н., гл. специалист
ин-та «Гипроавтотранс»,
Дмитрий Московцев, Зам. директора
Городского центра по размещению и
автостоянок.



В транспортной инфраструктуре нашего мегаполиса система автосервиса имеет важное значение, -уровень ее развития во многом определяет качество транспортной системы Санкт-Петербурга.
С переходом к рыночной экономике эта сфера оказалась достаточно выгодной для приложения частного капитала, за короткое время появились сотни новых предприятий различного профиля. Этому способствовали два фактора: крайне ограниченный на тот период рынок услуг, а также растущая автомобилизация населения, среднегодовой прирост автомобильного парка за последние десять лет вырос с 7% до 25% .
Однако, при всей динамике развития последних лет сфера автосервиса сегодня имеет немало уязвимых мест. Главной причиной этого является слабая координация усилий инвесторов, заказчиков и административных органов, необходимая для цивилизованного решения задач в масштабах всего города. Эти аспекты проблемы заслуживают особого внимания.
На первом этапе развития предпринимательства в этой сфере (начало 90-х гг.) в Петербурге появилось множество мелких авторемонтных мастерских, слабо технически оснащенных, размещенных зачастую в неприспособленных помещениях; за 1992-1996 гг. появилось более сотни контейнерных АЭС с высокой степенью взрывопожар-ной опасности.
Лишь с 1996 г. строительство подобных АЭС было запрещено, ужесточились другие требования к владельцам эксплуатируемых АЭС. По заданию КГА институтом «Гипроавтотранс» была разработана «Схема развития сети АЭС в Санкт-Петербурге до 2005 г.». По результатам расчетов, общее количество АЭС в городе должно достигнуть 450-500 единиц.

Рост конкуренции, привлечение более крупного капитала, а также кооперация с иностранными партнерами привели к появлению современных автоцентров, предлагающих широкий комплекс услуг, а также современных заправочно-сервисных станций, соответствующих самым высоким современным требованиям. Таковы, в частности, станции фирм «NESTE», «SHELL», «Киришиавтосер-вис», которые отличаются превосходными техническими данными, архитектурно-планировочными решениями, качеством благоустройства территорий.
В Петербурге все больше появляется автоцентров по продаже и гарантийному обслуживанию автомобилей иностранных фирм. Для этого нередко реконструируются производственные объекты различного назначения. Удачными примерами подобной реконструкции являются автоцентр «MitsuPishi» на Витебском пр., автоцентр «SAAB» на ул. Возрождения, автоцентр «BMW» и строящийся автоцентр «Mazda» во Всеволожске. Одновременно с этим появилась широко разветвленная сеть специализированных объектов сервиса.
Одним из самых уязвимых направлений в системе автосервиса является организация хранения автотранспорта. По данным института «Гипроавтотранс», местами постоянного хранения обеспечены только 60% парка автомобилей, а капитальными многоэтажными гаражами - 1%. Большое значение имеет удаленность гаража от места проживания владельца. Спрос на места постоянного хранения в зоне пешеходной доступности, составляя около 50% парка автомобилей, удовлетворен на 20%. В результате мы имеем забитые машинами дворы, изуродованные газоны...
Не менее сложной сегодня стала п-роблема временной парковки автомобилей в центре города. Несмотря на все принимаемые меры, на многих магистралях пропускная способность и средняя скорость движения снизилась в два раза, возросло число ДТП, затруднена уборка улиц, ухудшилась экологическая обстановка. Потребность в местах парковки в целом по городу составляет 80% от парка автомобилей .
Между тем, кардинально изменить ситуацию в ближайшее время возможно. По инициативе ГУ управления инвестиций Комитета по строительству, а также городского гаражного центра, институт «Гипроавтотранс» разработал предложения одно- и двухэтажных подземных гаражей на 100-200 автомобилей для строительства непосредственно в жилых кварталах. При этом площадки над гаражами могут использоваться как зоны отдыха и спорта. Строительство объектов подобного типа обладает инвестиционной привлекательностью: объекты могут быть построены в короткие сроки, ожидается высокий спрос на подобные машино-места при их стоимости не более 3000$. Для Василеостровс-кого и Приморского районов, где строительство жилья ведется достаточно активно, наиболее перспективно строительство многоэтажных гаражей по новым технологиям с применением металлоконструкций (стоимость машино-места 2000$).
В центральных районах города, в силу ограниченности свободных площадей под застройку, остроту проблемы можно снять за счет строительства пяти-шести этажных гаражей вместимостью 40-50 автомобилей. Уже сейчас реализуется 4 таких проекта: ул. Мои-сеенко,22; Перекупной пер.,3; ул.Графтио, 3/5; ул. Мончегорс-кая,6.
Решения поставленных задач возможно добиться только с помощью комплексного подхода, при полном взаимодействии всех ветвей городской власти, инвесторов и заказчиков.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>