Михаил Костелъов к.т.п., гл. технолог
 объединения «Дорстройпроект», СПб


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ДОРОГ


 

Качество устройства асфальтобетонных покрытий определяют три ключевые понятия: прочность, ровность и шероховатость. Прочность - категория не только техническая, но и экономическая. Будучи напрямую связанной с плотностью дорожного полотна, она определяет его долговечность, а значит и объем затрат на ремонт и восстановление.

Плотность, %
Прочность, %
Долговечность, %     
 100 99-98 97-96 95-94 92-91
 100 88-84 74-70 58-54 31-26
 100 86-80 71-65   <30    <10


Ровность и шероховатость определяют не только среднюю скорость, безопасность и комфортность движения автотранспорта. На коротких неровностях высотой 6-10 мм (их доля по СНиП < 10%) динамические нагрузки от колес груженого автосамосвала при его скорости 50 км/ч возрастают до 2,0-2,5 раз. Такие участки дорог могут быстро разрушаться с образованием выбоин и ям. Неудивительно, что содержание 1 км дороги шириной 7 м с ровностью в 3 раза лучше нормативной обходится на 1000 $ дешевле (данные специалистов США) .
До недавнего времени качество строительных и ремонтных работ в дорожной отрасли РФ оставалось низким. Обширные контрольные проверки, выполненные 5-6 лет назад Федеральной дорожной службы, обнажили массу нарушений технических требований ГОСТ и СНиП. В первую очередь - по качеству уплотнения асфальтобетона: показатели ниже нормативных в среднем охватывали 40-50% проб, а на ряде федеральных дорог - до 70-90% их протяжения.
С тех пор произошли положительные сдвиги: внедрены новые технологии, материалы и машины, разделились заказчик и подрядчик, введено конкурсное распределение
заказов, выросли мастерство и знания дорожников. Однако, стабильного и повсеместно на 100% выполнения дорожных работ на уровне норм качества еще не произошло.
В 1998 году перед коллективом поставили задачу - резко поднять планку качества выполняемых работ, доведя его минимум до уровня требований технических норм, и, в первую очередь, для самых массовых, сложных и дорогих асфальтобетонных работ-. Для ее решения имелись необходимые предпосылки: объединение к этому времени имело достаточный набор нового технологического оборудования, в т.ч. зарубежного.
Учитывая масштабы предстоящей работы, руководство объединения сочло необходимым наряду с производственно-техническим отделом создать именно инженерно-технологическую службу, которой следовало обеспечить:
- выбор рецептуры асфальтобетонных смесей (АБС), «штатное» состояние смесительных установок на АБЗ и асфальтоукладчиков, наиболее эффективные технологические схемы работы дорожных машин, методы загрузки и выгрузки автосамосвалов, а также способы термоизоляции их кузовов, обеспечив падение температуры АБС не
более чем на 8-10°С при ее доставке на 40-50 км;
- технологическую подготовку специалистов всех уровней (от линейных мастеров и операторов машин до главных инженеров всех ремонтных и строительных фирм) по дифференцированной учебной программе в объеме - 20-30 ч для каждого потока слушателей;
- разработку, исходя из собственного накопленного научно-технического потенциала, технологических схем и режимов укладки и укатки АБС различными средствами, с учетом всех особенностей выполнения работ: тип смеси, ее температура, толщина слоя укладки, погодные условия и т.д.;
- внедрение более совершенных методов контроля качества материалов, технологических процессов и результатов работы, включая методы инструментального контроля качества уплотнения оснований перед укладкой АБС, методов контроля ровности покрытий и др.
По итогам работы на пяти федеральных объектах в 1998 г. принятые меры дали высокие результаты: коэф. уплотнения АБС типов Б и Г достигли значений 1,01-1,02; при этом не менее 96% проб покрытий были на уровне или выше требований СНиП.
Эти показатели также гарантировала налаженная система контроля качества материалов, технологических процессов и результатов работы. Из всех видов контроля над устройством подобных покрытий (входной, итерационный, приемочный) наиболее технически сложен и ответственен - операци-онный контроль качества уплотнения горячей АБС в процессе укатки. Этот вид контроля можно заменить контролем над соблюдением самих технологических режимов, если они выполняются в строгом соответствии с проектами производства работ (ППР). Когда подобных ППР нет, что нередко имеет место, то ждать высокого качества этих работ не приходится.
На работоспособность дорожных покрытий влияют также плотность, прочность и ровность самих оснований и различных конструктивных слоев дорожной одежды. Однако, в отраслевых технических документах пока нет обоснованных показателей и норм качества уплотнения этих слоев из дискретных материалов (щебень, гравий и др.). По заданию Дорожного Комитета Ленинградской области соответствующие рекомендации и нормы разработали специалисты СПб филиала «СоюзДорНии» - и теперь -объединения «Дорстройпроект». Но
для их внедрения нужны полевые методы и средства контроля. В 1998 г. динамический прибор для таких целей у нас появился (ZFG 04, Германия, рис. 2), с его помощью можно не только контролировать, но и управлять процессом устройства оснований.
Добиваясь высокого качества работ, специалисты «Дорстройпроект а» применили также новые приемы повышения показателей ровности покрытий. В рамках данного сообщения нет возможности дать подробные описание технологии этих работ. Укажем лишь, что выбранные методы «борьбы» с неровностями обеспечили показатели, почти в 3-4 раза лучшие требуемых по ГОСТ. На дороге I I I категории «Кисельня-Хвалово» накопленные по толчкомеру неровности составили 67 см/км при норме 170 см/км. Еще выше получена ровность на ряде участков автодороги I категории «Кола» (Петербург-Мурманск): 44 см/км на второй очереди (нижний слой) и 36 см/км на первой очереди (верхний слой) участка Марьино-Синявино; 29-31 см/км на участке от 14 км до 23 км (верхний слой) при допустимой норме 120 см/км.
Объединение «Дорстройпроект» надеется достигнутые показатели качества асфальтовых покрытий не
только закрепить, но еще и повысить. В частности, в конце строительного сезона в одну из наших фирм поступила новая для дорожной отрасли России, хотя и вспомогательная машина-перегрузчи к Шаттл-Багги американской фирмы «Роудтек» (рис. 3). Основное ее назначение - непрерывная и бесконтактная загрузка асфальтоукладчика горячей смесью, устранение возможной сегрегации (расслоения) щебенистой смеси и выравнивание температурного поля по всему объему.
Технология устройства асфальтобетонных покрытий с помощью такой машины, снижающая до минимума возможные дефекты и существенно повышающая их ровность, полностью себя оправдала на многих дорожных объектах США и г. Санкт-Петербурга. Это подтвердилось при первых же опробованиях Шаттл-Багги на загородной федеральной дороге «Кола».
Опыт объединения «Дорстройпроект» и других подрядчиков России показывает, что решение проблемы качества дорожных асфальтобетонных покрытий возможно на путях внедрения современных технологий, правильно поставленного контроля и привлечения грамотных специалистов и умелых рабочих.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>