ЦВЕТОВОЙ ОБЛИК    


Невский проспект или Большая першпекти-ва, как его называли в начале 18 века - одна из красивейших улиц Санкт-Петербурга. На протяжении всей своей истории он неоднократно менял свой архитектурный и цветовой образ. Об этом можно судить по множеству картин, имеющихся в музеях и архивах города. Так, например, на акварелях 19 века работы B.C. Садовникова и рисунках И.И. Шарлеманя большинство фасадов Невского проспекта окрашены разными оттенками охристого цвета.
Невский - прямой как стрела, то сужающийся, то расширяющийся, с господствующей над ним сверкающей золотом Адмиралтейской иглой, имеет присущую только ему ритмику членения и архитектурные акценты со своими характерными цветовыми сочетаниями.
Ширина Невского проспекта в его начальной части минимальна, составляя всего 26 метров. Здесь его затененность усиливается большой высотой дома Вавельберга (здание компании Аэрофлот) из серого гранита.
Эти обстоятельства, а также эффект отражения цвета от противоположных фасадов, повлияли на колера домов в начале проспекте, которые подбирались более светлых и ярких оттенков.
Идея разграничения цветов на теневой и солнечной стороне прослеживается и далее на протяжении всей магистрали, когда недостаток солнечного света компенсируется более светлыми и чистыми по тону колерами, а его избыток -более контрастными и яркими тонами.
Пройдя этот квартал до конца, попадаем на перекресток с улицей Большой Морской. На таких участках близкий по цвету колер может под-
бираться как для находящихся друг против друга, так и для расположенных по диагонали домов на пересекающей основную магистраль улице. Поэтому угловой дом Чаплиных (Невский пр., 13), расположенный здесь, имееттакойже колер, что и дом Котомина (Невский пр., 18) на перекрестке, а фасад здания №-16 подчинен по цвету дому Чичерина (Невский пр., 15) - памятнику архитектуры.
Чуть дальше, после реки Мойки, вы увидите одно из старейших зданий города - Строгановский дворец, построенный арх. Ф.Б. Растрелли и окрашенный в зеленый цвет с выделением белым архитектурного ордера и окраской лепных деталей под «цвет золота». По всей вероятности, первоначальный цвет дворца был желтым. Об этом можно судить по второму варианту раскрашенной гравюры Г. Качалова и Е. Внукова «Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку», выполненной в 1761 г. по рисунку М. Махаева.
Современный колер дворца не соответствует ни одной из его исторических окрасок. Он подобран таким образом, чтобы выделить здание в стиле барокко из более позднего классического окружения. Этот пример подтверждает мысль, что авторский колер сегодня не всегда может быть определяющим, а более важное значение имеет, все-таки, окружающая застройка.
Невский проспект застраивался на протя-
жении трех столетии, и на нем можно встретить здания всех стилей и направлений. Каждому из них соответствует своя традиционная цветовая гамма.
Для «растреллиевского барокко» начала 18 века - это насыщенные голубые, зеленые, желтые с белым и золотом цвета.
Для «александровского классицизма» конца 18 века - это палевые, разбеленные серые, розовые, зеленые в сочетании с белым тона. Для русского ампира - это желтые и серые колера с выделением ордера белым. Для модерна начала 20 века - это жемчужно-серые, голубые, коричневатые тона с вкраплением яркой керамики и использованием разнообразного по цвету камня.
Пройдя в данном направлении чуть дальше, мы достигнем классического архитектурного ансамбля лютеранской церкви св. Петра, состоящего из собора в курдонере и расположенных по обеим от него сторонам двух одинаковых жилых домов, фасады которых выходят на красную линию магистрали.
Согласно принципу ансамблевого решения при окраске, эти здания имеют одинаковые цвета, созвучные с колером церкви. Дополнительную выразительность ей придает более светлый колер зданий ансамбля.
Немного дальше, напротив Гостиного двора, находится ансамбль Армянской церкви, где этот
же принцип реализован с некоторыми отличиями. В связи с тем, что церковь находится в глубине участка и затенена, а прилегающие к ней здания расположены близко друг к другу и позднее были надстроены, церковь выделяется лазоревым цветом, а здания же окрашиваются светло -серым, что создает ей цветовой фон.
Если вернуться к мосту у Казанского собора, можно наблюдать, как колористам удалось решить в цвете перспективу пересечения Невского проспекта каналом Грибоедова с открывающейся панорамой на храм Воскресения Христова. Рядовая застройка на набережной очень лаконична по цвету, дабы подчеркнуть многокрасочость церкви, построенной в русском стиле. Там же находится здание компании Зингер (Дом Книги), выполненное в стиле модерн из красного и серого гранита. Дома в таком стиле обычно создавались на основе самых совершенных технологий и, как правило, облицовывались натуральными материалами.
С этого места хорошо видна многоярусная башня Городской Думы, находящаяся возле Гостиного двора и играющая важную роль в качестве высотной доминанты, поэтому она выделена терракотово -красным цветом.
От Городской Думы открывается вид на Михайловский дворец К. Росси. Для того, чтобы привязать дворец к Невскому проспекту, создав с ним ансамбль, угловые здания на Михайловской улице окрашены одинаковыми тонами, аналоги—ы-ми цвету дворца. Точно такой же желтый колер использован и для окраски других классических ансамблей великого зодчего - Александрийского театра и Главного штаба.
После Гостиного двора мы попадаем на самую широкую часть Невского проспекта, достигающую 43 метров. Здесь, за сквером с памятником Екатерины Великой, находится здание Александрийского театра, занимающее центральное место на площади, ограниченной справа фасадом Публичной библиотеки и слева - одноэтажными павильонами Аничкова дворца. Чтобы зрительно зафиксировать границы площади перед театром, павильоны окрашены в серый колер, по тону близкий к фасаду библиотеки.
Пройдя парадную часть Невского проспекта, мы окажемся за Аничковым мостом, где традиционные цвета классических ансамблей заменяются на многоцветье зданий, сооруже—ых в конце 19 -начале 20 века в стиле «эклектика».
Одним из первых здесь был построен находящийся на углу реки Фонтанки и Невского проспекта дворец Белосельских-Белозерских, архитектура фасада которого была стилизована архитектором А.И. штакеншнейдером под барокко середины 18 века. Это обстоятельство обусловило и цвет фасада, который, в подражание этому стилю, был выполнен интенсивными колерами.
Таким образом, подтверждается правило, что для стиля «эклектика» окраска фасадов подбирается колористами в зависимости от ориентации зданий на конкретный стиль.
Граничащее с дворцом рядовое здание (дом № 43)
по цвету очень близко к нему, отличаясь, однако, более светлым и менее насыщенным тоном.
Согласно принципам колористики, роль цветового акцента приходится на здания - памятники архитектуры. От них колер, плавно изменяясь, переходит на соседние здания.
За Литейным проспектом мы увидим стоящие рядом дома № 88 и 90, фасады которых окрашены последовательно в зеленый и темно - синий цвета. В этом случае действует правило, по которому для одинаковых по архитектурной значимости зданий их колер подбирается согласно расположению цветов в световом спектре.
Невский проспект завершается площадью Восстания, на которой находится Московский вокзал, являющийся здесь архитектурной, и, следовательно, цветовой доминантой. Холодные серые и серо-зеленые цвета фасадов зданий, образующих площадь, подобраны таким образом, чтобы расширить пространство и подчеркнуть ярко-зеленый колер здания вокзала.
Яркий, переливающийся всеми цветами и оттенками, имеющий в то же время целостный цветовой облик, сложившийся благодаря принципам современной колористики при учете градостроительной ситуации, архитектурного стиля, ансамблевого решения при окраске, а также теоретических основ восприятия цвета и пространства - таков наш Невский проспект сегодня.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>