Марина Павлюк, Вероника Махтина


Портрет Мастера - Владимир Васильковский


 Постичь секреты творческих удач таланта не менее сложно, чем понять
законы астрофизики, а потому здесь - всего лишь отдельные штрихи к
портрету художника, чей жгучий интерес к многозначным проявлениям
жизни и неуемная жажда своего выражения "великолепия добра" давно
сделали его Мастером графики, архитектуры, керамики, скульптуры,
живописи...
Извините, но в коротком очерке нельзя перечислить все известные и
значительные работы автора.


Сейчас Владимир Сергеевич завершает работу по архитектурно-художественному оформлению Ушаковского виадука (Архитектурный проект эстакады - ПТАМ арх.Е.Л.Герасимова, Ушаковская транспортная развязка, см.фото на стр.27). В тематике мостов он давно стал мэтром художественного вкуса: ему не раз удавалось найти точное решение эстетической задачи, гармонично вписать новый образ в живую плоть исторического центра, после чего его детище все принимают как органичную часть старого Петербурга: кинооператоры, не задумываясь, снимают героев Достоевского* на Итальянском мосту (арх. В.Василь-ковский, инж. А.Гудцайт), а художники любят писать Пикалов мост в силуэте Никольского Морского собора (арх. С. Чевакинский). Даже авторитетные составители путеводителя по Ленинграду (Лениздат, 1986г., стр.149), от-
мечая архитектурно-художественные достоинства Пикалова моста (впервые выстроенного в 80-х годах XYIII века), забывают указать, что сегодняшним обликом он обязан В.Василь-ковскому.
Оформление Ушаковского виадука - своеобразный финал выполненной более сорока лет назад работы (в соавторстве с П.А.Арише-вым) над проектами Ушаковского и Каменноо-стровского мостов, для декоративного убранства которых характерно сочетание символики морской славы России с государственными эмблемами того времени.
Сегодня эти три объекта, образуя единый архитектурный ансамбль, диктуют стилистику новой работы автора. Главный архитектурный акцент виадука - выстроенные вдоль разделительной полосы магистрали элементы: высокие изящные фонари со шлемами. Консоли
сооружения украсят подлинные корабельные пушки. Но более важной по замыслу художник считает аллегорию, представленную на круглом щите: две стихии - "Земля" и "Вода", в виде античных мужской и женской фигур со сплетенными в единоборстве руками, - как символ вечной вражды этих стихий с момента основания Петербурга, главный символ всего сооружения...
Творческое совершеннолетие В. Васильков-ского наступило очень рано. Много десятилетий назад на выставке в Праге он получил Золотую медаль за вазу с изображением скачущих лошадей, одна из которых - красной масти - вырывалась за пределы "уготованного ей пространства". Так, в одночасье, он превратился из керамиста-подмастерья в признанного Мастера...
Однажды на одной акварели он написал себя с завязанными глазами, сидящим на одной из таких лошадок. Довольно необычная самооценка и символика творческого поиска! Кто же он на самом деле, порой изображающий себя этаким "проказником-сатиром"?
Первым его увлечением с детства было рисование. Одаренный подросток уже в 13 лет удостоился Премии на конкурсе в Париже, а позже сам Иван Билибин настоятельно советовал юному В.Васильковскому стать графиком. Но он поступил в 1939 г. на архитектурный факультет Института Живописи. Человеку, родившемуся в одном из красивейших городов мира, да к тому же в семье талантливого архитектора, трудно было сделать иной
Неизвестно, чего здесь больше - секрета духовной творческой закваски или же эстетической ностальгии, - но для героя нашего очерка идеал образа родного города - это Петербург пушкинской поры. Словами поэта это был:
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный. Скука, холод и гранит...
Васильковский же видит: небольшие трехэтажные дома с белыми колоннами, мощеные плитами тротуары, а над ними - золоченые купола храмов, башни зданий... Город, соразмерный человеку, уютный и знакомый, живущий с ним в одном ритме, ритме шага... (Как это похоже на увиденное В.С.Садовниковым).
Но видит он и другое - что многие окружающие нас вещи живут удивительно устойчиво, связывая короткую жизнь человека с прошлым и будущим, давая возможность прикоснуться к Вечности. А потому важна ценность всего ранее достигнутого в искусстве... Отсюда, в частности, характерное для художника пристальное внимание к элементам архитектуры малых форм: в современном городе им принадлежит исключительная роль - именно они могут, в традициях прошлого, стать теми зрительными образами, которые помогут восприятию Прекрасного...
Владимир Сергеевич, поддерживая идею культурной программы "Красуйся, Град Петров!" (см. стр.4), считает важным иметь общий ее композициоый замысел, а его первое конкретное предложение к ней - установить мемориальную табличку на Зимнем дворце: "Здесь умер Петр Великий".
Сберечь старый Петербург и его традиции, столь близкие и понятные современному человеку, наш собеседник считает крайне важным. И это - не позиция консерватора. К решению разнообразных задач "проказник-сатир" подходит дерзко и смело, высказывая самые неожиданные идеи. Одна из его несбыточных фантазий - объединить все кинотеатры на Невском проспекте единой стилистикой декора, наружной подсветки, другими элементами оформления... А на вопрос, что он считает вершиной архитектурной мысли XX века? - он без колебаний называет церковь Оскара Нимейера в г. Бразилиа...
Ни одно из направлений творчества художника не является преобладающим, время от времени выходя на передний план, иногда вовсе неожиданным образом.
Год назад на Малой Конюшенной ул. появился памятник Н.В.Гоголю (выполнен скульптором М.Беловым по рисункам В. Васильковского), не всеми принятый с восторгом... Эту противоречивость восприятия объясняют, скорее всего, отход от стереотипов решения подобных памятников, а - самое главное - нарочитая острота и конкретность философского подтекста в образе писателя. Именно таким видит В. Васильковский не автора "Тараса Бульбы" или "Мертвых душ", но автора знаменитых "Петербургских повестей", который очень тонко прочувствовал атмосферу и дух Петербурга; именно таким он видит "Вечного петербуржца"...
Унаследовав от матери любовь к нашей литературной классике, Владимир Васильковский увлечео отдается книжной графике. Одна и та же тема высвечивается им в самых различных ракурсах; работы иллюстратора, метафорично выражая его мировоззрение, невольно выстраиваются в циклы, порождая широкий спектр ассоциаций и вариаций смысловых подтекстов...
Дорога его сердцу пушкинская тема, широко представленная работами в графике, керамике, акварелях, хотя "Пушкина иллюстрировать нельзя принципиально, - считает художник, - получается ложь"...
И, в самом деле, его работы - скорее импровизации на заданные темы. Таковы циклы работ "Читая Евгения Онегина","Пиковая дама" и портреты героев "Капитанской дочки", в которых есть и творческая смелость, и бережное отношение Мастера к национальному поэту России. Один из любимых образов художника - Пушкин-мальчик, кормящий Пегаса хлебом с ладони. Образ, достойный стать подлинным гербом Царского Села. И как тут не вспомнить Н.Бердяева: "Творчество есть юность души. И высшая сила творчества связана с девствеостью души..."
Сегодня Владимиру Сергеевичу без малого 80 лет, но в уютной, открытой солнцу мансарде под крышей, где вся предметная среда пронизана Высоким искусством, душа Мастера продолжает вдохновенно трудиться, как и в далекой юности. Спасибо Вам, Владимир Сергеевич!



В. С. Васильковский родился в 1921году в Петрограде. Отец-архитектор, мать-преподаватель литературы. Участвовал в проектировании Ленинградского телецентра и телебашни, памятника Защитникам Отечества в г.Пскове и др.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>