Глеб Горбовский



 «Во дни печали негасимой, во дни разбоя и гульбы -спаси, Господь, мою Россию, не зачеркни ее судьбы.
Она оболгана, распята, разъята. Кружит воронье... Она, как мать не виновата, что дети бросили ее.
Как церковь в зоне затопленъя, она не тонет, не плывет -все ждет и ждет Богоявленъя, а волны бьют уже под свод.»


100 лет назад. 29 апреля 1899 года, владыка-митрополит Санкт-Петербургский Антоний совершил чин освящения храма Богоявления, выстроенного в 1891-1899 гг. по проекту арх. В. А. Косякова. Представление о том, каким был новоосвященный храм в тот день, дают превосходные акварели К. П. Ворпулева - архитектора-реставратора, посвятившего более 20-ти
лет работе над проектом возрождения этой Святыни.
Сколько стройности, изящества и гармонии в роскошном кирпичном узорочье строения. Как светлеет и умиряется душа перед творением Мастера, переполняясь поклонением и восхищением. Какому таланту, вкусу Зодчего и чему-то более высокому обязано это великолепие!...
О чем глаголят и молчат архивы...
Что же известно об истории создания этого памятника?
Обратимся к материалам «Исторической справки», составители которой - Ю.В. Труби-нов и М.Г. Колотое (СНПО «Реставратор», Л., 1985 г.), заметив при этом, что дать полные и точные сведения об этом - задача не из легких: Святыни православия и документы по их историографии составляют ту часть истори-ко-культурного наследия России, которая более всего пострадала в XX веке; и храм Богоявления - не исключение...
Известно, что решение о постройке храма на берегу р. Екатерингофки (совр. адрес -ул. Двинская,2) было принято Святейшим Синодом в мае 1891г., дабы увековечить память о «чудесном» избавлении цесаревича Николая от угрозы гибели при трагических обстоятельствах: 29 апреля 1891 г. во время инцидента в г. Отсу (Япония) престолонаследник «... был ранен в голову саблею полицейским нижним чином...».
Работу над проектом поручили молодому архитектору Василию Косякову, который не только блестяще справился с задачей, но и выполнил ее чрезвычайно быстро - всего за месяц! Еще быстрее собрали пожертвования на постройку храма, а главный даритель, фабрикант И. Воронин, внес 100 тыс. руб. - деньги по тем временам немалые. Проект Еутуевской церкви явился ярким примером расцвета так называемого «русского стиля» храмовой архитектуры в конце XIX века. Многие считают Николая I духовным отцом этого направления, которое, опираясь на архитектурно-художественные традиции XVI... XVI I веков, во второй половине прошлого века фактически было узаконено и государством, и церковью.
В проекте В. Косякова были соблюдены все каноны планировки православного храма типа «корабль»: «постройка вытянута с запада на восток и состоит последовательно из паперти, колокольни с притвором, трапезной, ядра храма, главного алтаря с примыкающей к апсиде с востока часовней и двумя симметрично расположенными с севера и юга приделами».
Вместе с тем, для него характерны: открытая кирпичная кладка, насыщенная узорочьем из лекального кирпича и ширинками с изразцовыми вставками, включением цветных майоликовых поясков, карнизов, вставок; перспективный портал западного фасада и обрамленные сдвоенными арками входы; киоты с мозаичными иконами и кружева кокошников с гончарными рельефами в днищах; шатры под витой и шишковатыми главками; нарядный шлем центральной главы, насаженный на мощный барабан, покоящийся в свою очередь на сложной системе «восьмерик на четверике...».
Первым напрашивается вопрос: как удалось создать В. Косякову проект за столь короткое время? Авторы упомянутой «исторической справки» дают резонное тому объяснение.
По ряду архитектурно-художественных решений Еутуевская церковь имеет разительное сходство с другим храмом; речь идет о храме на ж/д станции Борки, неподалеку от Харькова, который был заложен в 1889 г. (автор проекта - академик архитектуры P.P. Марфельд) на
месте крушения императорского поезда в октябре 1888 г., при котором, волею случая, Александр I I I остался жив. Такое сходство храмов не было случайным. Скорее всего, В. Косяков искусно выполнил прямую установку Заказчика и воссоздал заданный тип храма-памятника, но это отнюдь не умаляет заслуг архитектора.
Между тем, историки умалчивают - почему именно ему, В. Косякову, доверили этот заказ? Ведь ему было всего 29 лет, а в столице работало немало корифеев архитектуры.
Появление Богоявленского храма было признано крупным событием в жизни России. Уже в 1902 г. Г.В. Барановский включил его в собрание лучших образцов зодчества, представленных в «Архитектурной энциклопедии XIX века». Но кто ответит: почему в биографии Николая I I, изложенной в «Большой энциклопедии» С. Южакова (изд. 1904 г.), упомянут инцидент в городе Отсу, но ни слова - о Гуту-евской церкви? И почему она в том же издании даже не указана наряду с другими храмами на карте столицы? Неужели это простая случайность?. .
К исходу XX века от былого благолепия храма остался всего лишь закопче-ный, обезображенный остов. После закрытия церкви в 1935 г. в ней размещались: овощехранилище, мыловаренный завод, склады универмага «Фрунзенский», а на территории церкви - автопарк.
За эти годы были полностью утрачены: шатры и главки над алтарем; богатое внутренне убранство; стропильная система центрального барабана и его рельефный золоченый пояс по кровле; уникальная «ковровая» живопись в оконных простенках, откосах, фризах; кирпичная кладка двух боковых приделов с кокошниками и оконными проемами высотой до 3,5 метров; мозаика икон на центральном барабане, мозаичный лик Спасителя; уникальный иконостас, набранный из мозаичных киотов высотой 3,5 метра, изготовленных из белого фаянса (12 небольших его фрагментов были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г. ), а также многое другое.
Ремонтно-восстановительные работы
за это время по существу не проводились.
Как вспоминает К. Ворпулев, первые попытки начать ремонтно-реставрацион-ные работы предпринимались специалистами СНПО «Реставратор» еще в 1976 г. : «тогда намечалось решить хотя бы часть задач - выполнить реставрацию фасадов, восстановить наружный облик здания, провести работы по укреплению и консервацию его конструкций»... Но реальные работы по выведению храма из аварийного состояния начались только в 1992 г. , когда его вернули православной общине. Идут они крайне медленно, с трудом, поскольку финансируются, в основном, за счет пожертвований прихожан. За эти годы выполнена часть работ по реставрации интерьеров; восстановлены металлические оконные переплеты всего здания, часть кованых решеток окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция, но предстоит реконструкция дренажной системы.
Сейчас реставрируется живопись центрального барабана и купола, изображавшая небесную твердь, Спасителя и Архангелов, воссоздается майолика на центральном барабане. Одновременно с этим завершается работа над проектом полной реставрации объекта. Для исполнения задуманного не хватает главного -нет финансовой поддержки. Но даже при их наличии трудности впереди немалые. Достаточно сказать, что для восстановления кирпичной кладки конструкций надо изготовить более 12-ти типов фасонных кирпичей (по индивидуальным чертежам), для воссоздания исторического декора потребуется более 50-ти видов рисунков майолики и многое другое.
Накануне 100-летия храма с ходом этих работ ознакомлена комиссия во главе с председателем Комитета по строительству (В.Л. Локтионов) и председателем Комитета ГИОП (Н.И. Явейн).
К. П. Ворпулев надеется, что к юбилею города возрожденный храм займет достойное место среди Православных Святынь Петербурга. Вопрос только в том, кто поможет этому: «отцы города» или современные «Воронины»?


Василий Антонович Косяков


(1862-1921 гг.) - известный инженер, архитектор, профессор, первый выборный директор Института гражданских инженеров, автор проектов церкви Милующей Богоматери на Большом пр. В.О.(1889-1898 гг.), храма Богоявления на Гутуевском острове (1891-1899 гг.), Морского собора в Кронштадте (1902-1913 гг.) и многих др.
29 апреля 1891 г. -инцидент в г. Отсу; 12 июля 1891 г. -план строительства храма «высочайше утвержден»; 29 апреля 1899 г. -освящение храма; 1935-1991 гг. -храм закрыт; 28 февраля 1977 г. -первое АРЗ КГИОП на ремонтно-реставрационные работы по фасадам; 1980 г. -
проект реставрации фасадов выполнило СНПО «Реставратор»: автор - архитектор К. П. Ворпулев; 12 ноября 1991 г, -храм вновь передан православной общине; 20 ноября 1991 г. -утверждено АРЗ КГИОП на ремонтно-реставрационные работы;
19 январи 1992 г. -первое богослужение после 1935 г,, престольный праздник Богоявления; 29 апреля 1999 г. -храму Богоявления 100 лет.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>