ФОРТЫ КРОНШТАДТА
Почти три столетия высятся над водами Финского залива мощные фортификационные укрепления - старые русские форты. Вместе с батареями на острове Котлин они некогда составляли самую мощную крепость на Балтике - Кронштадт.
Кронштадт! С самого основания Петербурга он является добрым ангелом-хранителем нашего города. История Кронштадтской крепости тесно переплетена с историей Петербурга. Еще в начале XVIII века, освободив от шведов берега Невы и заложив Петербург, Петр I настойчиво искал способ защиты молодого города со стороны моря. Для этой цели он решил использовать природное положение острова Котлин. Именно в этом месте Финский залив сужается до 15 километров перед мелководной Невской губой. Большие корабли могли следовать в Петербург лишь по узкому проходу, пролегающему вдоль южного берега острова Котлин. Возведенный рядом с островом первый русский морской форт "Кроншлот" мог контролировать всю ширину фарватера.
Шло время, и вокруг острова появлялись все новые форты и батареи. "Кроншлот", "Цитадель", "Рисбанк" ("Павел"), "Александр" ("Чумный"), "Князь Меншиков", "Обручев", "Тотлебен", "Риф", "Шанц", "Ден", "Красная Горка", "Ино" и многие другие замечательные форты вошли в каменное "ожерелье" острова Котлин. Их сооружение потребовало больших сил и средств. При их создании проявилось высочайшее мастерство русских ученых, военных инженеров, архитекторов и строителей. Не раз форты Кронштадта отбивали атаки неприятельского флота. Отсюда русские корабли нанесли ряд поражений противнику во время Северной войны, русско-шведской войны 1788-1790 гг., Крымской войны 1853-1856 гг. Важную роль сыграли форты и в годы Великой Отечественной войны. Кронштадтская крепость с системой фортов стала надежной защитой на морском пути в город.
После Второй мировой войны, в которой и Кронштадт, и форты, расположенные рядом с ним, принимали активное участие (они составляли Восточный фронт обороны Ленинграда), судьба семнадцати водных крепостей складывалась весьма плачевно. Они были розданы разнообразным учреждениям, которые зачастую не то что к ВМФ, но и вообще к какому-либо флоту отношение не имели. Так, например, на "4-м Северном" сжигалось дизельное топливо.
Так что в конце 80-хгодов, когда на состояние фортов обратили внимание ГИА и КГИОП, большая часть из них находилась в полуразрушенном состоянии. Во многом благодаря усилиям архитекторов ГИА почти все форты были переданы Кронштадтской администрации, что было, конечно, весьма кстати, иначе через некоторое время все эти сооружения расползлись бы почастным рукам.
Архитекторами ГИА был проведен ряд работ по исследованиям фортов и составлен предварительный план реконструкций. Их программа учитывает многие важные, в данном случае, моменты: современное физическое состояние каждого из фортов, степень его доступности и транспортный потенциал, а, кроме всего, и то, что Кронштадтские форты являются памятниками архитектуры и истории федерального значения. При разработке программы были учтены разные возможные способы дальнейшего использования фортов, но привести их все не позволяет объем статьи. Нам хотелось бы упомянуть о самых интересных возможностях дальнейшего функционирования фортов.
Идеальный вариант - превратить весь комплекс фортов в музей под открытым небом. Кстати, на примере Кронштадтских фортов легко прослеживаетсяне только развитие архитектурного мастерства, нои то, как в течение 200 лет изменение военной техники отражалось на характере оборонительных сооружений. Причем подобный музей был бы единственным в мире и по размеру, и по архитектуре. Однако понятно, что это не единственный способ спасти форты от разрушения. Но музей не долженбыть мертв, поэтому необходимо, чтобы форты-экспонаты прежде всего выполняли определенные функции. Каждый из фортов приспособлен для принятия судов разного водоизмещения, и, например, "Тотлебен" и "Обручев" идеально подходят для яхт-клуба: собственная гавань позволяет им укрывать крейсерские яхты. В свою очередь, такие форты, как "Александр I", легко превратить в репрезентативный релаксационный центр. Интересно, что во времена Советской власти форты не использовались номенклатурой (как, например, использовались особняки на Каменном острове), хотя это могло бы спасти памятник от разрушения. Вообще, многие форты, будучи включены в комплекс памятников пригорода Петербурга, могли бы выступать в качестве достопримечательностей. Хотя, в принципе, о каждом из фортов ипроекте его восстановления надо говорить отдельно и подробно.
Елисеев С.А.
Солоненко А.В.
 
.


.

В настоящее время форты Кронштадта переживают не лучшие из своих дней. После войны надобность в фортах отпала. Постепеннобыл произведен демонтаж оборонительных орудий. Длительное отсутствие "хозяина" привело к тому, что многие сооружения оказались в крайне запущенном состоянии. Медленно разрушаясь и ветшая, ониначинают превращаться в "живописные" развалины. Некоторые арки, лестницы и переходы обрушились. От существовавших некогда чугунных столбов, ограждений и решеток не осталось и следа. И, конечно, использование части фортов как складов и отстойников не способствовало улучшению их внешнего вида. Сейчас остро встаёт вопрос осохранности замечательных памятников военной фортификации и их практического использования.Пример подобного использования существует у наших северных соседей. Так, недалеко от Хельсинки находится крепость Свеаборг. В это уникальное историческое место поток туристов не прекращается круглый год. Несколько лет назад, обеспокоенные судьбой гибнущего шедевра, группа архитекторов Государственного института архитектуры (бывший ЛенНИИТАГ) разработала Проект-концепцию восстановления и современного применения комплекса фортов Кронштадта.