Камины Петербурга
К вопросу о некоторых стилевых
направлениях в отделке каминов
ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, БУДТО ВСЕ КАМИНЫ ОДИНАКОВЫ: ОЧАГ С ДЫМОХОДОМ. НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО НЕ ТАК: СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ИХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ. ЗАЧАСТУЮ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ, ЧТО ЕМУ ХОЧЕТСЯ ЧТО-ЛИБО В "АНГЛИЙСКОМ", "ФРАНЦУЗСКОМ" ИЛИ ДРУГОМ СТИЛЕ, ОН НЕ СОВСЕМ ЧЕТКО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, О ЧЕМ ЖЕ ИДЕТ РЕЧЬ. НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СЛОЖИЛИСЬ НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДИЗАЙНЕ КАМИНОВ, КОТОРЫЕ, КАК ПРАВИЛО, ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРИНЯТЫХ В НАУЧНЫХ КРУГАХ. ПОЭТОМУ НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ О НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ВАРИАНТАХ.

Голландский стиль
Когда мы произносим слова "в голландском стиле", перед
нашим внутренним взором встают произведения "малых голландцев" сих чистенькими двориками и комнатками, аккуратными хозяйками в чепцах и добродушными бюргерами, покуривающими трубки. Современная Голландия сохранила очарование размеренной и спокойной жизни простого человека с его стремлением к домашнему уюту и благополучию. И, соответственно, камин в его доме чаще всего простых форм и с незатейливой отделкой. Камин "Кантри" сложен из нарочито необработанного камня или кирпича с открытой кладкой. Этот камин далек от какой-либо официозности, перед ним человек может расслабиться один или со своей семьей, или близкими друзьями. Такой камин может оживить гостиную или холл как городского дома, так и загородного коттеджа, отражая пристрастия хозяина к романтике или философской созерцательности.
Английский стиль.
Камин в "английском стиле" несет в себе дух аристократизма, элегантной простоты и "возрожденной античности" английского клас-
сицизма конца XVIII - начала XIX века. Его созданию в немалой степени способствовали раскопки в Геркулануме, Помпеях и Стабиях и произведения "двух всевластнейших гениев классического искусства" - архитектора Роберта Адама и скульптора Джона Флаксмана, благодаря которым английская "простота" потеснила французскую "изощренность". Камин "Салон" из черного мрамора, украшенный только плоским рельефом в виде античной вазы и каннелюрами, передает дух этого немного консервативного направления.

"Английские" камины как нельзя более удачно дополнят интерьер кабинета или офиса, а также впишутся в интерьер, выполненный в классическом стиле.
Модерн или modern?
В современном русском языке сложилось два совершенно различных понятия, связанных со словом "модерн". Одно из них относится к определению стиля модерн, господствовавшего в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Этот стиль вобрал в себя многие черты искусства Востока, готики, рококо и некоторых других. Он отличался особой изысканностью линии, рисунка и цвета. Дизайнеры, работающие в этом стиле, одними из первыхстали стремится к синтезу формы и содержания, т.е. начали проектировать вещи не только красивые, но и комфортные.
Второе значение этого слова происходит от английского слова modern - современный и чаще всего произносится как "модерновый". Большую роль в развитии этого направления сыграли итальянские дизайнеры, впервые начавшие применять нетрадиционные материалы для оформления интерьеров и создания мебели, а так как камин является переходною ступенью от интерьера к мебели, то эти новшества коснулись и его. При создании такого камина могут быть использованы самые разнообразные материалы, такие как: пластик, стекло, металл и т.д., но это не исключает использование "традиционных" каминных материалов: мрамора, камня, дерева, но получивших нестандартное решение. В целом, все зависит от желания заказчика и фантазии дизайнера.

Камины периода царствования Людовика XV
С концом почти 70 летнего царствования Людовика XIV квласти во Франции приходит не только новый государь, но и новый художественный стиль. На смену торжественной официальности и подчеркнутой парадности приходит более мягкий и свободный "стиль Регентства" или "Режанс", а затем и легкое игривое Рококо или стиль Людовика XV.
Стиль рококо ярче всего проявился в архитектуре малых форм - камин никогда еще не был столь популярен. Его постоянным спутником становится зеркало. Камин, зеркала и самых разнообразных форм и размеров светильники создавали неповторимую игру света. Камин способствовал развитию еще одного достижения эпохи Людовика XV - интимности. После четко ограниченной придворным этикетом "публичной" жизни Людовика XIV, в моду вошло стремление к уюту и более интимной обстановке. Комнаты стали меньше, потолки ниже, мебель легче и удобнее, а, следовательно, тепла и освещения от камина стало вполне хвататьи для изысканной компании, и для приятной беседы тет-а-тет.
Орнаментальные композиции, украшающие камины, теряют свою симметричность и статичность, они становятся более подвижными, "текучими", стремясь, по возможности, более точно слиться с формой. Очень популярна были изображения вьющихся растений (виноградной лозы, листьев аканта, веток розы). Часто в орнамент включали почти натуралистические изображения насекомых, птиц, животных, играющих детей. Из огромного Пантеона греческих и римских божеств остались абсолютно не воинственные и наиболее "нежные": Венера, Аполлон, Пан, нимфы и наяды. Притягательность легкого изящества рококо неоднократно подтверждалось работами художников и дизайнеров последующих эпох, вносивших его элементы в свое творчество, а привязанность к уютному теплу камина осталась и до наших дней.
Примером тому служат современные камины в стиле рококо. "Людовик XV" - камин из прекрасного коричневого мрамора, напоминающего панцирь черепахи и вызывающий ассоциации со стилевым направлением рококо - "шинуазри". Этот камин и камин "Мильде флер" украшены раковиной или рокаллем - непременным атрибутом и символом той эпохи. Плавные линии контура, изящный цветочный орнамент ничуть не уступают своим историческим прототипам. Все это доказывает, что находки дизайнеров XVIII века могут быть современными и сегодня.
Земляничкина Е.А.
Шатилова Л.А.